HeadHunter: число вакансий в РФ для сотрудников из Африки выросло в десятки раз
Это происходит на фоне дефицита кадров. Число вакансий в Кении выросло в 39 раз, в Зимбабве — в 15. Чаще всего из-за рубежа привлекают специалистов в сфере продаж и IT-специалистов
Читать на полной версииВ России фиксируется резкий рост привлечения сотрудников из Африки. Это следует из аналитических данных рекрутинговой платформы HeadHunter. Согласно статистике за первое полугодие 2024 года, семь из десяти зарубежных стран с наибольшим приростом вакансий от российских компаний — это африканские государства. В основном тренд затронул Кению, Зимбабве, Камерун, Замбию и Алжир.
Что касается стран других континентов, то по темпам роста количества вакансий лидируют Албания, Пакистан и Бельгия. По числу вакансий в целом от российских компаний в топе — Казахстан и Белоруссия. Число предлагаемых рабочих мест в них росло на 26% и 28% соответственно. Также в
Комментирует руководитель
— Что с языковым барьером и прочими сложностями?
— Если речь идет о найме рабочих-строителей с релокацией в Россию, то основная нагрузка в организациях лежит на транспортной логистике, потому что отсутствует прямое либо регулярное сообщение с Россией. Могут быть сложности с квотами, языковые, культурологические барьеры, из которых вытекают сложности с адаптацией в рабочих коллективах. Эти проблемы есть, но чем больше будут нанимать российские компании такой категории персонала, тем, наверное, более успешно будут решаться эти проблемы.
— Вообще в чем выгода для российского бизнеса здесь? Или у нас такой кадровый голод, что нужны вливания отовсюду, где можно взять?
— Это все-таки вынужденная мера, компании просто вынуждены по всему миру искать свободные трудовые ресурсы. И в Африке они есть, это естественно, что обратили внимание на этот регион мира.
— Привлекают иностранцев в сфере продаж, IT, маркетинга, пиара, рекламы. Почему именно эти категории?
— Эти категории относятся ко всему миру, исключая Африку и Среднюю Азию. Здесь специфика в том, что этот персонал нужен прежде всего для того, чтобы осуществлять какую-то деятельность на тех рынках, где ищут этот персонал. То есть в тех странах, например, в Европе, в Юго-Восточной Азии, в том же Китае, в Таиланде. Это что касается менеджеров по продажам и маркетологов, айтишников набирают тоже по всему миру из-за дефицита, но в основном это все-таки Европа, Сербия, в частности, Кипр.
Наибольший рост востребованности зарубежных специалистов — в два раза — фиксируется в сфере науки и образования. Также тренд затронул разнорабочих, специалистов в области сельского хозяйства и сотрудников в сфере добычи сырья и строительства.
Направления, куда чаще всего привлекают иностранных сотрудников, по данным HeadHunter, остались прежними. Самой популярной стала категория продаж и обслуживания клиентов, на втором месте —
По мнению партнера рекламного агентства Grape Владимира Гарева, ситуация не так однозначна:
Владимир Гарев партнер рекламного агентства Grape «В рекламе это было действительно очень трендово и массово в 2010-е годы, поскольку и клиенты, и агентства имели огромные амбиции подаваться на международные фестивали и их выигрывать. У иностранцев в этом был хороший опыт. Небольшие, в том числе сетевые агентства с хорошими партнерскими отношениями, с международными сетками, конечно, приглашали на всякие ведущие креативные позиции иностранцев, в основном из европейских стран. И действительно они помогли, и Россия с какого-то момента стала очень качественно и много забирать международных наград на самых престижных мировых фестивалях, сначала с их помощью, потом уже самостоятельно. Но к ковиду благополучно они все уехали обратно, переместившись в свои родные географии или в какие-то другие еще, в азиатские страны кто-то уехал. И в целом уже, мне кажется с 2021 года, это стало большой редкостью, и остались какие-то люди, которые уже связали свою жизнь в России окончательно, и они просто в силу каких-то семейных обстоятельств остались и продолжают работать. Но, наверное, последние лет пять — это скорее редкость, чем естественный процесс, поскольку и на международных фестивалях России стало меньше по понятным причинам, и, в общем-то, все больше ушли в работу без желания обязательно получать и выносить сумки с наградами фестивалей. А для таких вещей можно справляться собственным штатом. Но, действительно, вклад, который международные специалисты из разных совершенно стран внесли в развитие российской рекламной индустрии, огромен. И серьезные результаты с точки зрения того, что Россия в тот момент заняла какое-то определенное крепкое место среди мировых рекламных агентств».
По данным ФСБ, в первом квартале 2024 года с целью работы на территорию России въехали 1,4 млн раз. В основном это были граждане Узбекистана — 689 тысяч человек и Таджикистана — 358 тысяч человек.