Дональд Трамп клонировал сам себя в усовершенствованном варианте. Комментарий Георгия Бовта
Джо Байден назвал кандидата в вице-президенты Джеймса Дэвида Вэнса клоном Дональда Трампа. Политолог считает, что экс-президент США выбрал Вэнса на этот пост, чтобы «клон» показался противникам Трампа еще более неприемлемым, чем он сам
Читать на полной версииДональд Трамп, выдвинутый кандидатом в президенты от Республиканской партии, назначил своим кандидатом в вице-президенты сенатора от Огайо 39-летнего Джеймса Дэвида Вэнса. Он служил в Корпусе морской пехоты с 2003-го по 2007 год, а затем поступил в Университет штата Огайо и на юридический факультет Йельского университета. Позже Вэнс работал венчурным капиталистом, юристом, а в 2022 году был избран сенатором от Огайо благодаря поддержке Трампа.
Трамп умеет удивлять и идти против течения. Он не последовал рекомендациям партийного истеблишмента, в списке которого Вэнс был далеко не первым кандидатом в напарники. Причем экс-президент сумел перешагнуть и собственные прошлые обиды. В 2016 году Вэнс, как потом признавался, хотел голосовать за Клинтон. Трампа он в ту пору как только не называл: и «моральной катастрофой», и «американским Гитлером», и серийным сексуальным насильником, и просто идиотом (ссылка ведет на заблокированный в РФ ресурс). Однако на фоне закрепившегося безоговорочного лидерства Трампа в партии Вэнс переобулся в воздухе и в 2022 году избрался в сенат от Огайо уже благодаря поддержке бывшего президента.
До 2016 года Джей Ди Вэнса вообще никто не знал, пока он не выпустил свой бестселлер «Деревенская элегия», в котором рассказал о своем трудном детстве в бедном городке «ржавого пояса» на востоке Огайо и трудной борьбе за выживание белого рабочего класса Америки. Рассказал и о матери-алкоголичке, и об усыновлении его, урожденного Боумана, отчимом, которому его отдал биологический отец. И о том, как его воспитывали в Кентукки в основном бабка с дедом. Кстати, именно его бабка, которую он называл закоренелой «голубой собакой» — демократкой, владевшей 19 пистолетами, по его признанию, и оказала большое влияние на его жизнь.
В своих мемуарах Вэнс выступил выразителем чаяний тех самых реднеков, которые составляют значимую часть электората Трампа. По книге в 2020 году был снят популярный фильм Netflix с Эми Адамс и Гленн Клоуз в главных ролях. Объявляя о назначении Вэнса кандидатом в вице-президенты, Трамп тоже припомнил его книгу, которая, мол, «защищает трудолюбивых мужчин и женщин нашей страны».
Вэнс еще и поклонник Толкина, считая, видимо, что во «Властелине колец» как раз и отражен тот самый «белый консервативный мир», противостоящий оркам и сатанистам. Под которыми он прежде всего понимает китайцев, считая КНР главным вызовом Америке. Из уважения к Толкину он перешел из протестантизма в католицизм. Его инвестфонд называется Narya Capital, в честь кольца огня, одного из колец власти эльфийских королей.
Вэнс теперь выглядит еще большим трампистом, чем бывший президент. Он считает выборы 2020 года подтасованными и говорит, что не утвердил бы результат, если бы был вице-президентом, в отличие от прежнего вице-президента Майка Пенса, которого Трамп считает предателем. Сенатор от Огайо придерживается ультраконсервативных взглядов на аборты, по каковому вопросу Америка не на шутку расколота. Еще недавно он выступал против абортов даже в случае изнасилования. Сегодня он за введение общефедерального запрета на аборты для срока более 15 недель, тогда как даже Трамп придерживается более мягкой позиции, считая, что этот вопрос надо оставить на усмотрение штатов. Вэнс как изоляционист выступает против помощи США Украине, считая, что у нынешней администрации нет внятного плана достижения успеха там, а также что Киев должен отказаться от цели возвращения к границам 1991 года. В качестве одного из примеров для подражания он видит премьера Венгрии Виктора Орбана.
Выбор 39-летнего младшего сенатора от Огайо — это заход Трампа на будущее, некоторые уже поспешили представить Вэнса кандидатом в президенты от республиканцев в 2028-м. Он отражает устремления части партии на полный отказ от внешней политики старой школы в пользу варианта эдакого неоизоляционизма. Такие, как Вэнс, уже не хотят, чтобы Америка любой ценой стремилась к первенству, возглавляя многосторонние альянсы, продвигая демократию и пытаясь убедить другие страны принять американские ценности. Потому что свои ценности у себя дома важнее.
Как сенатор Вэнс успел выступить автором законопроектов об урезании федеральных субсидий для колледжей, где идут активные протесты против операции Израиля в Газе, а также для тех, в которых работают иммигранты без документов. Вэнс весной инициировал (ссылка ведет на заблокированный в РФ ресурс) законопроект, направленный на отсечение китайского правительства от рынков капитала США под предлогом защиты международного торгового права. Он последовательный противник иммиграции, видя в ней «настоящую угрозу американской демократии». Он считает, что «американский дом» «находится в осаде со стороны левых». Даже пришедшим к власти в Великобритании лейбористам уже досталось от него, когда он заявил, что Великобритания уже «не так хороша» из-за неконтролируемой иммиграции и при лейбористском правительстве, дескать, может стать «первой по-настоящему мусульманской страной», обладающей ядерной бомбой.
Президент Байден отозвался на выбор Трампа, назвав Вэнса его клоном. Отчасти, наверное, и такими соображениями руководствовался республиканский кандидат. Чтобы этот клон его противникам показался еще более неприемлемым, чем он сам. Пусть, мол, теперь Трампа ценят и берегут, а то в случае чего придет вот этот вот молодой да ранний, и тогда мало вам не покажется.