Проект банков и операторов связи по борьбе с мошенниками запускают 15 июля
В рамках проекта банки и операторы будут обмениваться информацией с целью выявления телефонных номеров, ранее связанных с противоправными действиями. По словам экспертов, уже сейчас мошенникам становится все сложнее проводить свои схемы, и с телефонных звонков и СМС они переключились на общение с жертвами в мессенджерах
Читать на полной версииОператоры связи с ЦБ и банками запускают проект по борьбе с мошенниками. Он стартует в понедельник, 15 июля, рассказали Business FM в пресс-службе «Мегафона». В рамках проекта банки и операторы будут обмениваться информацией с целью выявления телефонных номеров, ранее связанных с противоправными действиями.
В «Мегафоне» подтвердили свое участие в проекте и отметили, что речь идет о выявлении мошеннических переводов денежных средств. О проекте рассказывал в кулуарах Петербургского международного юридического форума директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров. По его словам, речь идет о получении у операторов информации о связанных с мошенниками телефонных номерах и передаче этих сведений в банки. Идея достаточно простая: странно даже, что никто ее раньше не реализовал. У операторов большая статистика по использованию номеров, и они могут выделять подозрительные, которыми, с большой долей вероятности, пользуются мошенники. Банкам эта информация точно пригодится. Правда, от ошибок никто не застрахован. В базу может попасть и номер случайного человека. Продолжает гендиректор агентства разведывательных технологий «Р-Техно», офицер запаса ФСБ Роман Ромачев:
Сегодня мошенники стали постепенно отказываться от СМС и телефонных звонков и начали переходить в мессенджеры. Практически у каждого россиянина есть смартфон, а на нем, скорее всего, есть Telegram или WhatsApp. У операторов, правда, нет доступа к сообщениям и звонкам в том же Telegram. Но даже сам факт того, что перед подозрительным переводом клиент банка с кем-то долго общался в мессенджере, может быть полезен для борьбы с мошенниками. Вот что рассказала Business FM пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова:
Дарья Колесникова пресс-секретарь Tele2 «Допустим, клиент банка пытается совершить операцию, которую банковская антифрод-платформа по своим критериям относит к числу операций с высокой вероятностью мошенничества. Банк обращается к нам за дополнительными данными и спрашивает, разговаривал ли этот клиент в определенный интервал времени по Telegram или WhatsApp. Мы понимаем по логу записи в веб-трафике, что действительно был звонок через приложение Telegram или WhatsApp, да, мы не видим содержимое сообщения, но для банка сам факт звонка через мессенджер может быть дополнительным важным аргументом для принятия решения».
Кроме того, с 25 июля банки должны будут блокировать денежные переводы, если получили информацию от сотовых операторов о том, что перед совершением операции клиент получил подозрительные звонки или СМС. Правда, это относится только к тем банкам, которые покупают эти данные у операторов.
Эти и другие инициативы по борьбе с мошенниками наконец-то стали приносить результаты. Говорит управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в ИТ Евгений Царев:
Евгений Царев управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в ИТ «Каждый раз мошенники находят что-то новое, но сегодня совершать мошеннические операции становится сильно сложнее, чем это было даже полгода назад. Вот как раз за счет введения таких мер. То есть жулики, даже фактически совершив какую-то там операцию, в дальнейшем не могут, например, деньги обналичить. Или не могут перевести деньги дальше по цепочке. Конечно, это создает для них проблемы. И со временем совершение мошеннических действий становится менее и менее эффективно, что приводит к тому, что меньше мошеннических действий совершается. Хотя, конечно, рядовые пользователи могут и сталкиваться с проблемами. И мы часто это видим, когда из банкомата любой из вас может попробовать снять необычно крупную сумму для вас, но операции приостанавливаются. Это да, это неудобство, с этим приходится мириться».
По данным ЦБ, мошенники в первом квартале похитили у клиентов банков 4,3 млрд рублей, что почти на 6,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.