Обновлено в 21:10

В Подмосковье разбился Sukhoi Superjet 100. Пассажиров на борту не было. Три члена экипажа погибли. В качестве предварительной версии катастрофы проверяется отказ двигателя. По данным ТАСС, самолет упал во время тестового полета после планового ремонта. На завод, где ремонтировался, разбившийся в Подмосковье Sukhoi Superjet 100, пришли следователи. Изымается документация на самолет, в том числе документы, связанные с ремонтом. И образцы топлива для проведения экспертиз.

Конкретно этот SSJ принадлежал компании «Газпром авиа». Он был выпущен в 2014 году, начал летать с 2015 года. По данным СМИ, последний рейс с пассажирами этот борт выполнил 3 мая, а затем был отправлен на ремонт. В пятницу самолет вышел на перегоночный рейс Луховицы — Внуково.

В 15 часов по Москве воздушное судно пропало с радаров, а затем самолет упал в районе деревни Апраксино под Коломной. Экипаж подавал сигналы бедствия, пилоты сделали несколько кругов, вырабатывая топливо, чтобы совершить аварийную посадку, но, как сообщают источники разных СМИ, когда до ВПП луховицкого аэропорта, куда собирался вернуться борт, оставалось около 20 км, во время разворота, самолет упал. По предварительным данным у суперджета мог отказать двигатель.

Конкретно этот борт не был полностью импортозамещенным, и, по словам, экспертов, на нем, скорее всего, стоял еще французский двигатель SaM146. Франция перестала обслуживать эти двигатели после 2022 года. Агрегат был специально сделан под габариты СС-100. Однако делать окончательные выводы о причинах катастрофы еще рано, убежден пилот авиакомпании «Аэрофлот», командир экипажа Андрей Литвинов:

Андрей Литвинов пилот авиакомпании «Аэрофлот», командир экипажа «Эта катастрофа стала уже третьей трагедией с ССД 100, в которой погибли люди. Первая произошла в 2012 году в Индонезии во время демонстрационного полета суперджета, борт из-за ошибки экипажа и индонезийского диспетчера[ врезался в гору. Тогда погибли 45 человек — все, кто были на борту. В 2019 году самолет, вылетевший в Мурманск из-за попадания молнии был вынужден вернуться в аэропорт Шереметьево. При посадке у лайнера подломились стойки шасси, он ударился о взлетно-посадочную полосу и загорелся. В результате катастрофы погиб 41 человек из 78 находившихся на борту. Было еще несколько неприятных инцидентов, но без жертв. До 12 июля 2024 года».

Вusiness FM обсудила крушение с экс-начальником авиационно-технической базы ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Владимиром Соловьевым:

— Если это было очередное ТО, то это элементарный облет посмотреть работу всех систем, это элементарный полет «блинчиком».

— Туда не посадят новичков, как мы понимаем?

— Естественно, это заводские летчики.


— Известно, что сам самолет 2014 года.

— Это серийный самолет, который изготовлен был в Комсомольске-на-Амуре.


— Он теоретически мог подпасть под программу импортозамещения?

— В принципе, может быть, да, что-то там уже, если какие-то детали вышли из строя.


— Оперативные службы сообщают, что причиной крушения мог стать отказ двигателя.

— Двигатели французские стояли еще, если он 2014 года.


— И двигатель явно не могли поменять в рамках вот этого техобслуживания?

— На ПФ-14 нет, конечно.

О том, как эта трагедия может отразиться на репутации ССД 100, Business FM спросила авиаэксперта Владимира Карнозова:

Владимир Карнозов авиаэксперт «Я не думаю, что это скажется как-то на репутации суперджета, почему? А потому что на чем-то летать то надо. Ну хорошо, допустим, кто-то там решил для себя, что самолёт не очень хороший. Ну что его, к забору поставить? Да нет, конечно. Кто-то поставит к забору, а другой возьмёт, потому что есть потребность в осуществлении авиационных перевозок».

По факту трагедии возбуждено уголовное дело. Расследованием занимается СКР. Надзором транспортная прокуратура. Техническое расследование проводит Межгосударственный авиационный комитет. По словам источников «Ъ», самолет был застрахован в СОГАЗе и перестрахован в РНПК (Российской национальной перестраховочной компании). По каско, по словам источников, страховая сумма составляет 1,5 млрд рублей.

Возвращаясь к двигателям ССД 100, сейчас сертификацию проходит отечественный двигатель ПД-8, который должен заменить французский. Но, как ранее говорили Business FM эксперты, на испытания может уйти еще минимум два года.