Публичные каналы в соцсетях могут обязать предоставлять о себе данные в Роскомнадзор
Речь о ФИО и контактных данных для направления юридически значимых сведений. Что из себя представляет инициатива и на кого она распространяется?
Читать на полной версииОбновлено в 20:39
Идентификация может коснуться каналов в социальных сетях с ежедневной аудиторией более тысячи человек, рассказали в Роскомнадзоре. Там отметили, что это не регистрация, а уведомление регулятора о том, что владелец аккаунта занимается распространением информации. Кроме того, без этих данных российским компаниям могут запретить размещать рекламу на подобных публичных страницах.
Инициатива прежде всего связана с требованием, чтобы опубликованная информация содержала достоверные данные о владельце и распространителе. О том, как к этому могут отнестись блогеры, Business FM рассказала председатель совета Национальной ассоциации блогеров Мария Терентьева-Галицких:
Мария Терентьева-Галицких председатель совета Национальной ассоциации блогеров«Речь идет не о подписчиках, а о суточном охвате. У вас может быть 23 подписчика, 40 подписчиков, и это значит, что, если ваш пост залетит в рекомендации и наберет тысячу просмотров, вы попадаете под это правило. Тысяча — это даже не очень много, это просто о том, что любой человек с любым количеством подписчиков может оказаться к этому причастен, если вдруг рекомендательный алгоритм покажет его пост. Элемент случайности в этом есть. Но я думаю, что создание анонимных аккаунтов, каналов — это нерешаемая история, когда вы говорите: «Теперь вы должны регистрироваться». Если к этому будет прикреплен инструментарий с блокировкой возможности публикации контента, тогда, возможно, это будет мотивировать людей регистрироваться».
Как пишет «Российская газета», в Роскомнадзоре считают, что анонимность в интернете ведет к безответственности: мошенники регистрируют на безымянные сим-карты фейковые аккаунты в мессенджерах и соцсетях, затем создают сообщества в интернете и распространяют фейки.
Для бизнеса это тоже дополнительная нагрузка, которая может отпугнуть часть мелких блогеров, полагает основатель рекламного агентства Purple Door Алексей Пак:
Алексей Пак основатель рекламного агентства Purple Door «Будет ли сложнее рекламным агентствам сотрудничать с блогерами? Все будет зависеть от того, насколько сложная заявка. То есть если, условно говоря, это дело двух секунд, то, наверное, часть блогеров может отвалиться, которая скажет: «Я ничего не буду делать», — такое всегда есть, особенно при нововведениях. Но если мы говорим в целом по блогерам среднего разлива и крупным, наверное, здесь не будет чего-то такого уникального, да и, может быть, не нужно будет это подавать, так как они и так самозанятые и индивидуальные предприниматели. Проблема мошенничества будет стоять даже после этого, потому что зачастую в тех же самых социальных сетях тебе не нужно иметь аккаунты больше тысячи подписчиков для того, чтобы заниматься мошенничеством. Взламывают ли аккаунты блогеров с огромным количеством подписчиков и пытаются ли распространять фейковую информацию? Это есть, и этот закон вообще никак на это не влияет, как будут взламывать, так и продолжат взламывать».
Непрозрачность схемы работы отмечает и СЕО агентства Blacklight и основатель Ассоциации блогеров и агентств Максим Перлин:
Максим Перлин СЕО агентства Blacklight и основатель Ассоциации блогеров и агентств «Проблема с полностью анонимными пабликами и телеграм-каналами есть. Для коммерческого рынка особого интереса рекламироваться и ходить в подобные каналы нет, потому что коммерческий рынок уже на 90% белый и старается работать с юридическими лицами, чтобы иметь возможность оплатить по безналичному расчету с официальными договорами, поэтому бизнес и так не может подобные каналы использовать. В принципе, какую-то официальную регистрацию каналов и уведомления мы приветствуем. Минус, наверное, в том, что эта система на сегодняшний день абсолютно непрозрачна, и непонятно, как это будет работать. Нет ответа: а что мы будем делать с телеграм-каналами, которые зарегистрированы на иностранные сим-карты? А что мы будем делать с ютуб-каналами, которые ведутся вообще не из России? Больше формализованных отношений с государством снижает прибыльность этого бизнеса, как, например, маркировка рекламы».
Как рассказали Business FM эксперты на рынке, эффективность законопроекта будет зависеть от методов донесения уведомлений до владельцев аккаунтов. При этом непонятно, будут ли вводиться штрафные санкции и какие, если не предоставить данные в РКН.