Десятки танкеров, которые прежде перевозили российскую нефть, теперь простаивают пустыми в разных точках мира после введения санкций США. Об этом сообщает Bloomberg, изучив данные отслеживания судов.

Танкеры стоят в Балтийском и Черном морях, неподалеку от Владивостока, на китайских ремонтных верфях, у берегов Южной Кореи и в Суэцком канале. Вашингтон ввел санкции против 53 танкеров. Одни попали под ограничения по обвинению в нарушении потолка цен на нефть, другие — за принадлежность к подсанкционным компаниям, еще несколько — за экологический риск.

Почти все из них с того времени не смогли забрать груз. Топливо погрузили только на три судна, которые затем попытались скрыть свои перемещения, отключив транспондеры. При этом снижаются ставки фрахта. Это показывает, что хотя санкции и мешают использовать танкеры, они не увеличивают издержки России, отмечает Bloomberg.

Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «С одной стороны, появление самого расследования, самой публикации, наверное, приурочено к заявлениям властей Соединенных Штатов, что они будут продолжать оказывать давление на Россию в области нефти и в том числе ужесточать санкции в отношении экспорта российской нефти. Но при этом важно понимать, что они не хотят, чтобы уменьшились объемы экспорта российской нефти, потому что каждый раз, когда Россия сокращала добычу и экспорт, это вызывало дефицит на мировом рынке и рост цен. Россия все равно заработает примерно столько же, сколько и раньше, потому что не с объема заработает, а с цены, и пострадают в итоге только сами страны-импортеры, то есть Евросоюз и Соединенные Штаты. То есть весь флот изучен и известен, но Соединенные Штаты и Евросоюз не вводят санкции против него, они делают это очень избирательно: здесь десять судов, там двадцать судов под санкции введут. Не для того, чтобы России нечем было вывозить свою нефть, а для того, чтобы постоянно поддерживать некую токсичность, как они считают, российской нефти, и давать повод перевозчикам, собственникам этих судов брать высокую ставку фрахта. И нынешняя публикация, скорее всего, на это и направлена, потому что, опять же, буквально на днях вышло исследование о том, что стоимость фрахта для перевозки российской нефти существенно уменьшается уже на протяжении нескольких месяцев и, соответственно, российские компании зарабатывают больше, больше платят налогов и экспорт нефти для России как государства тоже становится более маржинальным. И вот эту тенденцию они хотят переломить нынешней публикацией. Так как мы возим далеко, выгодно из российского порта вывозить небольшими танкерами, в основном это танкеры «Совкомфлота», и дальше они, например, в Средиземном море либо Балтийском море грузятся уже на большие танкеры, и те идут в Индию или Китай куда-нибудь. Поэтому вот эти остановленные танкеры могут быть использованы для операций по перевалке нефти с одного судна на другое. Вполне возможно, что просто там и в системе глобального позиционирования эти танкеры могут указываться, что они стоят на одном и том же месте, а на самом деле они работают и ходят по морям. Свидетельства подобной деятельности тоже были, когда не просто отключают транспондер, а транспондер показывает, что танкер стоит уже много месяцев где-нибудь в российском порту или у берегов Индии и Китая, а на самом деле он перемещается по всему миру и возит российскую нефть. То есть вот этот, по сути, обман геолокации тоже активно используется в российском теневом флоте. В исследовании, которое публикует Bloomberg, они, сидя, условно говоря, в офисе, все это выяснили, а где этот танкер на самом деле находится, никто не знает».

На прошлой неделе The New York Times сообщала, что администрация президента США Джо Байдена боится вводить новые рестрикции в отношении российских нефтяных танкеров, поскольку эти меры приведут к резкому росту цен на углеводороды и, как следствие, подорожанию топлива для американских потребителей.

А это может негативно сказаться на предвыборной кампании.