Беркович и Петрийчук получили по шесть лет колонии общего режима
Они признаны виновными по статье 205.2 УК РФ («публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма»). Защита заявила, что обжалует приговор
Читать на полной версииОбновлено 9 июля в 13:30
Второй Западный окружной военный суд признал виновными режиссера Евгению Беркович и драматурга Светлану Петрийчук (внесены в перечень Росфинмониторинга террористов и экстремистов) в публичном оправдании терроризма. Их приговорили к шести годам колонии общего режима.
Также Беркович и Петрийчук запрещено администрировать интернет-страницы три года после того, как они отбудут срок.
Дело возбудили из-за спектакля «Финист — Ясный Сокол», который поставила Беркович. Сценарий к нему написала Петрийчук. В нем рассказывается о женщинах, которые знакомились в соцсетях с представителями радикального ислама и уезжали в Сирию. В 2022 году спектакль получил «Золотую маску» за лучшую работу драматурга и лучшие костюмы.
Светлана Петрийчук написала «Финист — Ясный Сокол» в 2019 году. Премьера постановки Евгении Беркович прошла в 2020-м. За основу Петрийчук взяла реальные протоколы допросов завербованных россиянок, решивших выйти замуж и уехать к радикальным исламистам в Сирию. После премьеры спектакль неоднократно играли в том числе на фестивальных площадках. В мае 2023 года Беркович и Петрийчук задержали по делу об оправдании терроризма с использованием интернета. Максимальное наказание по этой статье — семь лет лишения свободы.
При возбуждении уголовного дела следствие ссылалось на экспертизу, которую провела Лаборатория деструктологии Московского государственного лингвистического университета. После, в июне прошлого года, Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте сообщил, что деструктология не является наукой, а экспертиза, ставшая основой для уголовного дела, не может служить доказательством, напоминает РБК.
С просьбой о том, чтобы изменить меру пресечения, к уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой обратились артисты, режиссеры, писатели, журналисты и общественные деятели. Они написали открытое письмо. Его подписали 23 человека. В том числе актеры Вениамин Смехов, Данила Козловский, Константин Райкин, Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд и другие. По делу Беркович и Петрийчук показания дал в том числе актер Вениамин Смехов. Он отметил, что не считает постановку оправдывающей терроризм, скорее наоборот, спектакль о нем предупреждает.
Также в письме отмечалось, что у Евгении Беркович на иждивении находятся две бабушки и две приемные дочери. Позже одна из бабушек умерла в возрасте 89 лет.
Заседание 8 июля проходило в закрытом для прессы режиме, так как ранее свидетели по делу получали угрозы. Против обвиняемых показания давали в том числе «секретные» свидетели, которые пожелали остаться анонимными. Защита заявляет, что ничего нового в закрытом заседании не прозвучало, что обе осужденные невиновны и намерены обжаловать приговор.
Business FM поговорила с адвокатом драматурга Светланы Петрийчук Сергеем Бадамшиным:
— Правильно ли мы поняли, что в основу решения судьи легла экспертиза, которую Минюст в свое время еще и раскритиковал?
— Что непосредственно в приговоре написано, какую оценку суд дал этой экспертизе, мы увидим позже, потому что были вчера оглашены только вводная и результативная части. Мотивировочная часть вчера не оглашалась, приговор нам на руки не выдали.
— Почему пребывание в СИЗО зачисляется день за день?
— Открываем УК и смотрим: там прописано, что зачет времени содержания под стражей один к одному идет по подобной категории преступлений.
— Будет ли приговор обжалован?
— Мотивировочная часть приговора, когда будет готова, суд нас известит, мы приедем, получим, изучим, после этого обжалуем.
Беркович и Петрийчук отправили в СИЗО 1 мая 2023 года. Каждый день, который они пробыли там, суд постановил засчитывать за день колонии. Таким образом, как отмечает ТАСС, они получат право на условно-досрочное освобождение в 2026 году — к этому времени истечет половина их срока.