Обновлено в 21:03

В Екатеринбурге стартовал «Иннопром-2024» — крупнейшая индустриальная, торговая и экспортная площадка России, где ежегодно собираются чиновники, представители промышленности и науки из разных точек страны и мира. С некоторыми из них уже удалось пообщаться Business FM.

Первое, что бросается в глаза на «Иннопроме», — это разнообразие участников и их продукции: от маленьких стендов с тумблерами и лампочками для касс в магазинах до полноразмерных макетов или даже реальных трамваев, вагонов и авиадвигателей. Встречаются и весьма неожиданные сочетания. Страной — партнером «Иннопрома» в этом году стали Объединенные Арабские Эмираты. И на площадке можно было встретить стенд компании — производителя продуктов питания. О гостях из Эмиратов Business FM поговорила с руководителем международной компании Majdalina, главой делегации ОАЭ доктором Хусамом:

— Конечно, это само по себе событие, впервые в истории арабская страна — страна — партнер «Иннопрома». Об этом была договоренность между министрами Российской Федерации промышленности и ОАЭ. После того как уже решили, что Эмираты будут страной-партнером, был произведен анализ рынка, что может быть России интересно, что мы возьмем. Естественно, были подобраны самые передовые технологии по обработке металлов — алюминия, железа. Также с экономической точки зрения, зная интерес российских компаний к Эмиратам, они, например, сюда привезли Ajman Free Zone. Это свободная экономическая зона Аджмана для привлечения российских компаний — можно зарегистрироваться там и развиваться на рынке Арабских Эмиратов. Также [привезли] продукты питания, которые могут вызвать интерес.

— Мы заметили здесь молоко. Неужели можно довезти молоко из Эмиратов в Россию? И, собственно, главный вопрос: зачем?

— Многие компании, которые сюда приехали, пока не понимают российский рынок и, может быть, не рассчитывают на то, что у них будут контракты по закупке молока. Понятно, что Россия в этом плане самодостаточная страна, но из-за того, что Россия непонятная в чем-то страна для арабов, они не все знают про нее. Приехали самые смелые.

Собственную смелость подчеркивали и некоторые собеседники Business FM из Китая. Китайских компаний на «Иннопроме» в этом году довольно много. Но, как признал в интервью радиостанции исполнительный директор компании Jinguan Ли Цзянь, очень многие бизнесмены из Китая пока боятся заходить на российский рынок из-за санкционных рисков. Компания, которую представляет собеседник Business FM, занимается производством электрощитов, умных счетчиков для промышленности и так далее. Эта компания уже попробовала работать с российскими партнерами через посредника. Опыт оказался удачным, и теперь Jinguan планирует открыть в России представительство и работать в стране напрямую. Это может быть не так легко, но те же проблемы с расчетами уже решаются, рассказал Ли Цзянь:

Ли Цзянь исполнительный директор компании Jinguan «Это, конечно, сейчас большая проблема перед нами, но мы работаем через Хуньчуньский сельский коммерческий банк, который является пограничным банком с Россией, [он находится] недалеко от Владивостока. Они принимают рубли, пока нормально идет процесс».

О частичном переходе к расчетам в рублях говорили и российские предприниматели, которые сотрудничают с китайскими поставщиками. К слову, тех, кто с ними не сотрудничает, найти не так просто. По крайней мере, все, с кем удалось пообщаться Business FM, говорят о том, что хоть что-то они у китайцев, но покупают. Так, внимание редакции привлекла очередь у стенда екатеринбургской компании АЕ Print. Девушки прямо на месте печатали креативные картинки и тексты на футболках и шоперах. В беседе с собственницей компании АЕ Print Евгенией Бобылевой выяснилось, что оборудование это и не только — тоже китайское. Но собеседница Business FM об этом не жалеет:

— С оборудованием все нормально, китайцы работают, все хорошо.

— То есть на китайском оборудовании?

— Уже да, Япония отвалилась. Очень дорогая стала. Китайцы стали делать не так уж и плохо, даже хорошо. Дешевле поменять два раза или три раза «китайца», чем окупать и окупать «японца».

— Есть какие-то проблемы с расчетами с китайцами?

— Ну, да, сложновато стало.

— Как давно сложности появились?

— Самые большие, наверное, с этого года. С этого года стало душновато очень.

— А банки отказываются или приходится искать новые?

— Да, банки отказываются. Мы тут отправили платеж с горем пополам, там полтора месяца делали документы. Постоянно нужно было какие-то моменты переделывать. В общем, китайцы пишут: «Ура, деньги дошли, но сейчас новая вводная — мы должны вам их обратно отправить».

— А почему, объясняют?

— Говорят, что мы отправили в юанях, они говорят: «К сожалению, мы сейчас не можем из России принимать в юанях, отправьте в рублях».

— А в рублях принимают? Нам же проще в рублях, наверное, да?

— Да, но это опять открывать валютный. Это опять новая история.

— Но в целом проблемы решаются?

— Долго, но решаются.

И это общая мысль всех участников «Иннопрома», с которыми Business FM удалось побеседовать. Из остального можно выделить еще несколько тезисов.

Так, очень часто можно было услышать фразу «не было бы счастья, да несчастье помогло» в контексте развития российского бизнеса после введения санкций. И еще одна часто повторяющаяся мысль — пространство для импортозамещения в российской промышленности огромно. Как выразился один из предпринимателей, ввозящий в Россию тумблеры, кнопки и лампочки, даже таких простых вещей хорошего качества у нас пока почти не делают. И, как заключил собеседник Business FM, «сейчас выгодно вообще все, нужно только делать».