На парламентских выборах во Франции лидирует коалиция левых
Согласно предварительным данным, на первом месте идет левый альянс, следом президентская коалиция, ультраправая партия Марин Ле Пен — на третьем месте. Как будет формироваться новое правительство? И кто его возглавит?
Читать на полной версииНи одна из французских партий, согласно предварительным данным второго тура голосования, не получила большинство в парламенте. Левый альянс «Новый народный фронт» получает от 175 до 205 мест в Национальном собрании Франции. Следом идет президентская коалиция «Вместе за республику», она получает от 150 до 175 мест.
Вопреки прогнозам,
По итогам первого тура выборов партия Марин Ле Пен набрала рекордные для себя 33% голосов. Тогда как левый блок во главе с
Сработала ли эта стратегия? Комментирует профессор Высшей школы экономики Екатерина Энтина:
Основатель левой партии «Неподчинившаяся Франция»
В свою очередь президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что результаты парламентских выборов не показывают, «кому управлять». Об этом сообщают СМИ со ссылкой на окружение главы государства.
А правые, кажется, довольны. Лидер «Национального объединения» Жордан Барделла говорит, что партия совершила исторический прорыв и удвоила число депутатов в парламенте.
Комментирует кандидат политических наук, заведующий сектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев.
Павел Тимофеев кандидат политических наук, заведующий сектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН «Самый интересный вопрос сейчас заключается в том, получит ли кто-то абсолютное большинство. Если не получит, то кто получит относительное большинство, потому что от этого будет зависеть, кто возглавит правительство, естественно, по договоренности с президентом Макроном. А если левые окажутся впереди, то возрастают их шансы, в общем, на пост премьер-министра. Хотя здесь, как я понимаю, будет довольно сложный процесс консультаций. Соответственно, у Макрона здесь есть несколько вариантов действий. Первое: он назначает премьер-министром лидера той партии, которая получает большинство. Допустим, это будут левые. Но в таком случае это правительство оказывается очень уязвимым, потому что в случае если лепеновцы или макронисты захотят продвинуть принятие вотума недоверия, то это правительство может быстро слететь. Вторая опция — это создание некой коалиции, например из макронистов и левых. Но, опять же, это надо проговаривать. А пока что Меланшон и Оливье Фор, лидеры левых, заявляют, что они не готовы идти ни на какую коалицию, а требуют левого премьер-министра. Что здесь скажет президент Макрон, пока трудно предполагать. Третий вариант — это создание сугубо технократического правительства из каких-то экспертов, экономистов, каких-то уважаемых авторитетных общественных деятелей, которые не принадлежат к какой-либо партии и, в общем, постараются, грубо говоря, как-то проруководить страной, пока не будет назначено какое-то более или менее правительство, которое будет иметь парламентскую поддержку».
Как проходили выборы и чего ждут избиратели? Business FM пообщалась с жителями Франции:
«Все эти маневры, все эти торги, все эти взаимовыгодные снятия с гонки, конечно, оставляют совсем неоднозначное ощущение у населения. Может быть, это будет выгодно, может быть, это позволит им ослабить лагерь ультраправых, но далеко не факт, потому что тех, кто проголосовал бы за ультраправых, естественно, толкают к тому, чтобы они проголосовали за партию президента, тогда как они его, собственно говоря, ненавидят. Естественно, далеко не все хотят проголосовать за тех, с кем они как бы оппонируют уже всю жизнь. А эти, скажем так, объединения последнего момента, понятно, что они нежизнеспособны».
Гид-переводчик, житель Парижа Дмитрий Мисуркин:
«На тех местах, где находятся дорогие магазины, уже днем начали баррикадировать окна. Ну, на всякий случай, чтобы их не побили в очередной раз, как это бывало, когда были «желтые жилеты» и так далее. Циркулирует информация, что, по данным службы по наблюдению за территорией, возможны какие-то спонтанные столкновения между сторонниками партии Меланшона и их союзников с партией «Национального объединения». Но по-любому будет митинг в северо-восточной части города, на площади Сталинград. Митинг организует партия Меланшона. Также служба оценивает вероятность нападения на полицейских как высокую. По-любому партия Ле Пен получит беспрецедентное количество депутатов. Были ожидания после первого тура, что, возможно, будет больше, чем 289 депутатов, абсолютное большинство. Пока совершенно непонятно, получится данный результат или нет. Вполне возможно, что в некоторых округах, где голосуют, придется пересчитывать голоса, потому что, может быть, ситуация будет на волоске».
Жительница Парижа Ольга Канвиль:
— Французы очень активные. Я ходила голосовать — и там было огромное количество пожилых и молодых. И все идут, потому что все чувствуют ответственность перед страной. Посмотрим, чем все закончится.
— А какая обстановка на выборных участках, на улицах?
— В окружении у меня все совершенно спокойно. Все очень деловито. У них немножко другая система голосования. Голосование проходит по округам. Вот в нашем округе живет очень много интеллигенции, очень много людей с достатком выше среднего, бизнесмены. И поэтому по первым выборам выиграла партия Макрона. Все зависит от населения, какой там процент людей более низкого статуса или эмигрантов. Получившие паспорт эмигранты уже голосуют. Есть люди, которым не нравится категорически Марин Ле Пен, потому что у Марин Ле Пен главный принцип — это что она против эмигрантов. И бывшим эмигрантам, которые, кроме того, еще и ждут паспорта родственников или хотят кого-то забрать из своей страны, эта идея очень не нравится. А левые, наоборот, они выступают за то, чтобы иммигранты въезжали, потому что иммиграция — это еще и рабочие руки.
Журналист из Франции Натали Жирон:
«Во-первых, нужно сказать, что партия Марин Ле Пен уже выиграла в принципе эти выборы. Если у нее не будет большинства — а на это надеются многие французы, поэтому большая явка, — все равно у нее остается, скажем так, маневр в 250 кресел. То есть в принципе это будет политика договоров, коалиций уже внутри Национального собрания, что было при Макроне, когда его партия была в абсолютном меньшинстве. Большая явка французов также показывает, что люди хотят, чтобы принимались быстрее законы, чтобы был какой-то прогресс в законах, потому что, когда выбрали Макрона на второй срок и его партия не получила абсолютного большинства, Национальное собрание никак не могло принять какие-то законы, то есть они постоянно между собой все ссорились, и страна шла в никуда. Тактика объединения разных партий, коалиции и все остальное в принципе, я не думаю, что это повлияет на исход выборов. Повлиять могут 16 млн французов, которые не голосовали в первом туре, — возможно, этим объясняется большая явка. Они все-таки решились, несмотря на хорошую погоду, несмотря на то что у нас начались школьные каникулы, все уехали на море, взять бюллетень и пойти голосовать».
Politico (сайт заблокирован в РФ) сообщает, что тактическое голосование и сотрудничество оппонентов Марин Ле Пен принесло свои плоды. Reuters со ссылкой на экспертов пишет, что нестабильная ситуация во Франции теперь станет новой нормой до лета 2025 года. Так как конституция запрещает президенту снова распускать парламент в течение года.