Маркетплейсы смогут передавать ФНС данные о расчетах с продавцами
Ввести такую опцию предлагают в спецрежим по автоматической уплате налогов для малого бизнеса. Он в качестве эксперимента действует в некоторых регионах России до 2027 года. Нужна ли эта система предпринимателям, работающим на маркетплейсах?
Читать на полной версииДва года назад автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН) начали тестировать в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане. Подключиться к ней могут предприятия с годовым доходом не более 60 млн рублей, на которых работают не больше пяти человек. По задумке, отчетность почти полностью отменяется, а налоги рассчитываются автоматически. Для этого используются данные кассовой техники, уполномоченных банков и сведения, которые сами налогоплательщики указали в личном кабинете. Предпринимателю не нужно отслеживать сроки подачи и изменения формата документов.
Год назад аналитики отмечали, что один из очевидных минусов системы — то, что она не подходит для переживающего бум рынка маркетплейсов, так как при АУСН нельзя использовать договоры, по которым работают селлеры. А именно договоры поручения, договоры комиссии и агентские договоры. Но теперь это ограничение предлагают снять, пишет РБК. В значительной степени потому, что со стороны налоговой есть вопросы к селлерам.
Среди них встречаются те, кто пытается дробить бизнес, вести его «всерую» или «вчерную», не платить налоги, сборы, страховые взносы и тому подобное. Поэтому ФНС хочет добиться максимальной прозрачности от предпринимателей, которые представлены на маркетплейсах. А их, в частности на Ozon и Wildberries, по словам гендиректора консалтинговой компании GoOmni Ефима Алдухова, насчитывается около 1 млн. Также это однозначно хорошая новость для селлеров, которые работают «вбелую», и самозанятых, для кого бизнес на маркетплейсе — способ пассивного дохода. А последних на площадках очень много, отмечает Ефим Алдухов:
Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании GoOmni «Многие начинают свой первый бизнес именно на маркетплейсах и по этой причине очень плохо разбираются в особенностях налогового учета, сдачи отчетности и в прочих административных процедурах. Использование подобной схемы позволит многим предпринимателям снизить свои проблемы, связанные со штрафами и рисками, которые возникают в отношениях с ФНС, и сделать эти отношения гораздо более понятными и предсказуемыми с точки зрения деятельности: не влетать на штрафы из-за того, что кто-то не сдал какую-то отчетность или ему начислили платежи не на сумму реализации товаров, а на какую-нибудь цену до скидок или прочие какие-то вещи, потому что многие селлеры до сих пор путаются, как сдавать отчетность».
Также часто встречаемая проблема на маркетплейсах со стороны продавцов — незнание, с какой суммы нужно платить налог. Многие считают, что из тех денег, которые поступили на их расчетный счет. Но это не так, указывает предприниматель, владелец швейной фабрики и торговой марки «Зарк» Тигран Варданян:
Тигран Варданян предприниматель, владелец швейной фабрики и торговой марки «Зарк» «Вам на расчетный счет приходит выручка с маркетплейса, и вы с него платите налог — так думают все. На самом деле выручка приходит за вычетом комиссионных маркетплейса и дополнительных расходов. Маркетплейс удерживает эту сумму. Очень тяжело признать тот факт, что нужно платить больше налогов, и у них много чего может сломаться: может быть неправильно посчитанной юнит-экономика и в принципе могут работать в минус исходя из своей бухгалтерской неграмотности. Я думаю, что люди гораздо проще примут тот факт, что это напрямую будет туда уходить».
Но оптимистично настроены не все. Руководитель направления по работе с ключевыми клиентами и партнерами юридической компании «ЦПО Групп» Екатерина Пискорская отмечает, что обелить электронную торговлю — действительно благая цель, но минусов здесь больше, чем плюсов:
Екатерина Пискорская руководитель направления по работе с ключевыми клиентами и партнерами юридической компании «ЦПО Групп» «Все, что накладывает дополнительные обязанности и ограничения, как правило, ведет к сложностям в развитии бизнеса. В итоге это может негативно сказаться на кармане потребителя. Также могут возникнуть технические сложности. Крупные игроки смогут адаптироваться к предложенным условиям, а небольшие — нет. Возникает вопрос: не приведет ли такой подход к нарушению добросовестной конкуренции? У многих представителей крупных маркетплейсов крайне скептическое отношение к автоматизированной упрощенной системе налогообложения, поскольку режим является экспериментальным. Неизвестно, получится ли технически реализовать новые проекты. Сколько на это потребуется времени — тоже неясно».
В ФНС отметили, что взаимодействие операторов маркетплейсов с налоговыми органами будет добровольным.
Что же касается технической готовности площадок и сроков внедрения АУСН, по мнению экспертов, это займет максимум квартал. Во-первых, рынок знал об этом очень давно. А во-вторых, ФНС имеет прямой доступ к базам данных маркетплейсов. И никаких особых сложностей с передачей это информации в автоматическом режиме быть не должно.
При этом предприниматели жалуются, что есть проблемы с предоставлением отчетности от маркетплейса: она приходит либо с задержкой, либо с ошибками. По их мнению, пока эта ситуация не разрешится, все остальное не сможет оперативно внедриться.