Обновлено в 16:55

Споры вокруг чая возобновились. На этот раз Национальный союз защиты прав потребителей высказался в защиту пакетированного чая, заявив, что запрет массового продукта навредит производителям и покупателям, которые привыкли к такому чаю.
Запретить его на прошлой неделе попросилвице-спикер Госдумы, представитель ЛДПР Борис Чернышов. По его мнению, чай в пирамидках и пакетиках наносит вред здоровью потребителей в связи с микропластиком, который там встречается. Верны ли опасения?

Пакет, пирамидка, рассыпной, листовой, крупнолистовой — на прилавках российских магазинов должны быть все виды чая. Об этом заявил руководитель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. По его мнению, опасность чая в пакетиках-пирамидках преувеличена, а запреты скажутся на финансовом состоянии производителей. Если продукт не будет доступен, это разозлит потребителей.

Чтобы защитить чай в пакетиках, Павел Шапкин обратился с подробным письмом в Госдуму, из которой звучал призыв о запрете в конце июня, а также в Минздрав и Росздравнадзор. Там организация заверяет профильные ведомства в безопасности чая в пакетиках. На эту тему организация делала свои исследования. Опасения того, что чай в пакетиках и пирамидках вреден для здоровья из-за микропластика, который там попадается, — сильное преувеличение и не причина радикальных решений на рынке, считает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин:

Павел Шапкин председатель Национального союза защиты прав потребителей «Мы в свое время серьезно занимались изучением всех этих проблем с пластиками, с их влиянием на потребителей. У нас есть тесты на соответствие европейским, американским и японским параметрам безопасности. Мы хотим успокоить, потому что вопрос изучали, смотрели, и опасения неоправданны. 4,5-5% от рынка занимают чайные пакетики, это в количестве, а в стоимости около 7% по деньгам, то есть не так много. Кроме того, у нас примерно 90% чая развешивается, то есть не выращивается на территории РФ, и это в основном пакетируют российские производители, то есть получается, что это будет существенное перераспределение рынка в пользу одних, в ущерб другим производителям. Хотя причин для опасений, на мой взгляд, нет. Мы тут лоббируем интересы потребителей, которые должны быть успокоены».

По словам Павла Шапкина, чай в пакетиках относится к продуктам «первой необходимости», и важно не допустить негативных последствий для рынка «в условиях санкционного давления».

В то же время производители рассыпного чая говорят, что нападки на содержимое чайных пакетиков не так уж бессмысленны. И было бы хорошо, если бы потребитель снова вернулся к исконной чайной культуре — завариванию листового и крупнолистового чая. В пакетиках и пирамидках чай действительно содержит много лишнего, и парадокс в том, что из-за фасовки он еще и дороже рассыпного, заявил директор российского производителя чая и кофе «АромаЧайКофе» Денис Гиззатов:

Денис Гиззатов директор российского производителя чая и кофе «АромаЧайКофе» «В дешевые чайные пакетики упаковывают 90% чая плохого качества, а там много инородных веществ, ненужных для человека, которые имитируют вкус и запах чая, ягод и так далее. А в пирамидках более или менее качественный чай обычно, потому что пирамидки в производстве дороже, и туда стараются класть все-таки более качественное сырье. Единственное, люди привыкли к удобству, то есть быстренько заварил и выкинул. Именно из-за этого только пакетированный и берут, несмотря на то что он гораздо дороже, чем нормальный чай, если в килограммах смотреть. Люди будут недовольны, будет неудобство для тех, кто привык к пакетикам. Приведем пример, если в пакетике чая или в пирамидке два грамма чая, то, покупая коробку пакетированного чая, например, самую выгодную — 100 штук, это стоит примерно 300 рублей, 200 граммов чая — 300-400 рублей, по-разному, даже бывает 500 рублей. А если весовой чай, 200 граммов чая может стоить 100 рублей на полке, но он нормальный, натуральный. То есть дороже примерно в два раза, но это логично, потому что очень много тратится на коробку, на пакетики, на ярлычки и так далее. Себестоимость коробки чая пакетированного на 90% состоит из упаковки, и только 10% чая, выгоднее, конечно же, листовой».

Союз защиты прав потребителей говорит, что пакетированный чай употребляют миллионы граждан. Серьезных проблем пока не возникало, и от удобного функционала пакетиков покупатели вряд ли откажутся. Сложно представить, как, например, пассажиры поезда Москва — Владивосток ежедневно заваривают в дороге рассыпной чай.

Производители чая говорят, что споры о пакетиках продолжаются ровно с тех пор, как они появились на рынке, и похожи на вечный спор о натуральном или растворимом кофе. По факту ничего не изменится на рынке, но имя депутата лишний раз прошумело.