Владимир Зеленский сформулировал, какой расклад, по его мнению, стал бы «настоящей победой Украины». Пункты он назвал в интервью американской газете The Philadelphia Inquirer. Первый — сохранение Украины, второй — вступление в НАТО и ЕС, третий — сатисфакция для Украины за счет России. При этом Зеленский не упомянул про возврат к границам 1991 года, о чем Украина ранее неоднократно заявляла, и называла обязательным условием завершения конфликта.

По поводу этих пунктов Россия и западные страны, так или иначе, уже высказывали свое отношение. Владимир Путин заявлял о том, что ВСУ должны покинуть территорию четырех новых российских регионов в их административных границах. НАТО приглашать Украину в альянс пока отказывается, а по вступлению в ЕС только начаты переговоры.

Сатисфакция для Украины, считают эксперты, — это замороженные активы России на Западе. Пока западные страны с трудом согласовали передачу Киеву доходов от этих 300 млрд, но саму сумму отдавать не намерены — это подорвало бы доверие к западным финансовым институтам со стороны инвесторов.

Есть ли сдвиги у Киева в отношении мирных переговоров? Комментирует научный руководитель Российского Совета по международным делам Андрей Кортунов:

— В том, что касается сохранения Украины, проглядывает стремление не только сохранить государственность Украины как таковую, но и главным образом сохранить ту политическую систему, которая сейчас существует на территории Украины, поскольку в России уже давно говорят о нелегитимности Зеленского, о необходимости переформатирования политической системы, чтобы исключить из политического пространства наиболее радикальные националистические политические силы. Мне кажется, здесь Зеленский говорит, что очень важно сохранить те институты и механизмы, те политические силы, которые сейчас являются доминирующими в украинской жизни. Если говорить о сатисфакции, то украинская сторона неоднократно ставила вопрос о российских репарациях в той или иной форме, о том, что Россия должна финансировать постконфликтное восстановление. Как это делать? В какой мере это должно быть связано с отменой санкций? И очень трудно оценить объемы восстановительных работ. Зеленский приводил несколько разные цифры на протяжении последних месяцев, но это один из пунктов во всех предложениях, которые делаются в Киеве.

— Почему Зеленский перестал говорить про возврат к границам 1991 года?

— Я не думаю, что идея возврата к границам 1991 года полностью отвергнута, думаю, что такая цель ставится, просто, возможно, что здесь предполагаются определенные модальности в духе тех несостоявшихся стамбульских договоренностей, о которых сейчас много говорят, то есть, может быть, в качестве компромисса можно было бы оставить статус каких-то территорий неопределенным с точки зрения Киева. Но я думаю, что, скорее всего, просто снять это требование Зеленский не сможет, слишком долго, слишком настойчиво говорит. Но я не думаю, что эти сдвиги являются настолько значительными, что они могут раскрыть какие-то возможности для переговоров в обозримом будущем. По всей видимости, нам придется ждать еще несколько месяцев, в том числе и результатов американских выборов, смотреть, как будет складываться политическая динамика в ведущих странах Европы, есть много факторов, которые могут повлиять и на позицию украинского руководства.

Также в интервью Зеленский высказался по формату возможных переговоров с Россией. Ранее Зеленский подписал указ, который запрещает ему переговоры с Владимиром Путиным. Тем не менее, считает Зеленский, может быть использована модель, аналогичная зерновой сделке. По его словам, это были два «зеркальных» соглашения — Украины и России, но не между собой, а с посредниками, Турцией и ООН.

На возврат Киева к околомирной риторике могли подтолкнуть несколько факторов, отмечают эксперты. Это возможный возврат Дональда Трампа в Белый дом, шанс на который увеличился после дебатов с Джо Байденом. Это ожидаемый второй саммит по Украине, на котором многие страны хотят видеть Россию. И это правый политический разворот в Европе, особенно на фоне выборов во французский парламент.

Пресс-секретарь
российского президента Дмитрий Песков сегодня вновь заявил, что Владимир Путин по-прежнему открыт к диалогу с Владимиром Зеленским. «Путин говорил, что Россия открыта для любого диалога, чтобы достичь целей, которые мы перед собой ставили. Эта открытость сохраняется», — сказал Песков.