Дептранс расширяет зоны платных парковок в Москве и увеличивает цены
Изменения вступят в силу с 1 июля, в некоторых районах платной станет парковка на ранее бесплатных улицах с 5 августа. Повышение тарифов на парковки является частью стратегии городских властей убедить москвичей пользоваться общественным транспортом и не ездить на частных авто в центр города, отмечают эксперты
Читать на полной версииПарковка на самых загруженных улицах Москвы будет стоить 600 рублей в час. Тарифы снова повышаются на целом ряде улиц с 1 июля, сообщили в столичном дептрансе.
О том, есть ли предел росту тарифов на парковку и действительно ли такие меры помогают сделать дороги свободнее?
Раньше стоимость парковки повышалась раз в год-два, теперь — раз в полгода. Прошлые корректировки были в феврале, и теперь с 1 июля предельный тариф в самых загруженных местах составит уже 600 рублей в час. Это самый центр, Ильинка, Петровка, Солянка, Неглинная. Тарифы подтягиваются даже в тех районах, которые при всем желании центром не назовешь, — Савеловский и Хорошевский районы, Западное Дегунино, Коптево, Сокол и другие. Всего дептранс говорит о повышении тарифов на 12% улиц Москвы — в пересчете это около 450 улиц. Бесплатные парковки превращаются в 40 рублей в час, а потом — в 80 и так далее. С перехватывающими парковками ситуация тоже неоднородная — в одних районах они пустые и днем, и ночью, в других — всегда забиты до предела. С такой ситуацией сталкивается каждый день моя коллега Яна Ретунская:
Яна Ретунская обозреватель Business FM «Я живу в Новой Москве и каждый будний день езжу на северо-запад, поэтому приходится оставлять машину либо на перехватывающей парковке, либо искать где-то место, возможно, около метро. Но, как правило, на перехватывающей парковке мест уже нет. Занимают в самом начале дня, наверное, еще в 7 часов утра, а то и раньше. Когда я проезжаю мимо Коммунарки, я вижу огромных размеров парковку, где нет ни единого свободного места. Но при этом очень много пустующих инвалидных, где не стоит ни одной машины. На Теплом Стане тоже все забиты. Нет другого выхода, кроме как пользоваться либо общественным транспортом, который ездит не сказать чтобы удобно, либо оставлять машину в каких-то дворах».
Сценарий всегда один — если парковки становятся платными, автомобили с них пропадают. Люди принципиально отказываются платить. Первые полгода-год паркуются там единицы. Это не значит, что москвичи меньше пользуются автомобилем, нет, они идут во дворы и паркуются где придется. Перехватывающие парковки, бесплатные для всех, а не только для тех, кто пересаживается на метро, могли бы вытянуть часть машин со спальных районов, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
— Если проявилась платная парковка на какой-то улице, машины сразу же начинают перемещаться во дворы. Во дворах сразу же начинают устанавливать шлагбаумы. Все это приводит к разрушению связанного городского пространства. Все это приводит к тому, что огромное количество людей просто не имеют возможности припарковать свой автомобиль. На общественном транспорте, конечно, детей на секции ты не навозишься.
— Еще также есть вопрос по поводу перехватывающих парковок.
— Перехватывающие парковки, конечно, нужно делать бесплатными. Конечно, нужно их создавать, потому что в огромном количестве мест, где они нужны, их просто нет. На большом количестве тех перехватывающих парковок, которые есть, вероятность того, что ты найдешь парковочное место, невысока.
Смысл регулярных повышений тарифов парковки в Москве в том, чтобы постепенно отучить людей ездить в центр столицы. Это работает. Вложены большие деньги в общественный транспорт, на улицах все больше автобусов и такси, которые пользуются выделенными полосами, есть метро, есть, наконец, каршеринг. Две задачи, которые решала мэрия с помощью платных парковок, в целом решены, считает завкафедрой «Организация и безопасность движения» в МАДИ Султан Жанказиев:
Султан Жанказиев завкафедрой «Организация и безопасность движения» в МАДИ «Город не пытается на платном парковочном пространстве создавать бизнес — это всеобщее заблуждение. Главной проблемой центра являются два фактора. Первое — это сквозной трафик, который нельзя ограничить, потому что Москва так построена. Второе, наверное, самое главное — это так называемый паразитный трафик в центре города, большое броуновское движение тех, кто ищет парковочные места и в надежде на то, что найдет подешевле, а может, и бесплатно, что где-то кто-то ему переуступит. Раньше, пока не было платного парковочного пространства, доля паразитного трафика в час пик могла составлять до 70% всего въездного трафика. Можно себе представить, во что превращалось движение в центре города, — огромное количество стихийных парковок в два, в три слоя».
Критики роста тарифов говорят, что метрики не всегда отвечают реальности: иногда парковка заполнена одним каршерингом, но дептранс считает, что раз места забиты — надо тарифы повышать. Каршеринг вообще не панацея — его нельзя оставлять на резидентских парковках, а во дворах за шлагбаумами водителю просто не дадут закончить сессию. А тарифы продолжают расти — и рядом с Новой Третьяковкой за три часа стоянки теперь можно оставить 1200 рублей. Ситуация, когда билет в галерею стоит уже дешевле, чем парковочное место рядом.
Также дептранс сообщил о том, что на 12 улицах Москвы тарифы на парковку, наоборот, снизятся. В основном в Донском и Басманном районах, а также в Марьиной Роще.