Прокуратура впервые подала иск против мобильного оператора за похищение средств абонента
Телефонные мошенники использовали схему с подменой номера, клиент подумал, что звонок шел с территории РФ. В итоге у него украли деньги
Читать на полной версииВ России подан первый иск против мобильного оператора за похищение средств клиента телефонными мошенниками. Что это за оператор, в иске не называется, но подала его прокуратура Ленинградской области, пишет РБК. Как посчитало следствие, мошенники использовали схему с подменой номера, из-за чего жертва подумала, что звонок шел с территории России. У 84-летнего абонента в итоге были украдены деньги.
Таким образом, оператор, по мнению следствия, нарушил КоАП и услуги связи оказал ненадлежащим образом. Полная формулировка — «причинение имущественного ущерба в размере материальных потерь, понесенных в процессе оказания услуги связи либо в связи с ее оказанием». Управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов впервые за свою практику услышал о подобном иске:
Владимир Юрасов управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» «Судя по формулировке искового заявления, речь идет о взыскании средств, которые потеряло физлицо. Если бы один из операторов, который рано или поздно будет известен нам, потому что в России открытые судебные заседания, кроме засекреченных, совершил действия, которые, возможно, не принесли бы тех убытков, которые понесло физическое лицо. Задача истца, то есть физлица, — доказать, что он надеялся, что именно оператор телефонной связи окажет ему качественные услуги, в том числе отсутствие звонков мошенников — это качественное оказание услуг. Некачественное оказание услуг, предполагаю, — это звонки мошенников, реклама и так далее. Задача ответчика в этой ситуации — доказать, что у него, к примеру, не было технических возможностей, финансовых ресурсов, то есть это гражданско-правовой спор, который может вылиться и в суд второй инстанции, то есть апелляцию, нельзя исключать, что будет и кассация, но вообще это беспрецедентный иск. Я первый раз в своей 20-летней адвокатской практике слышу про такие иски. Когда мы заключаем договор с оператором как физическое лицо, мы предполагаем априори, что нам должна быть оказана безопасная услуга, в том числе не должны звонить мошенники и еще иные лица, мы за это платим деньги».
Сейчас законодательство требует от мобильных операторов прекратить оказание услуг, в том числе не пропускать иностранный вызов в свою сеть, если номер абонента искусственно подменен.
Все крупные операторы эти требования соблюдают, нарушение допустил, скорее всего, небольшой игрок, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:
За первый квартал 2024 года телефонные мошенники украли у россиян 4 млрд рублей. При этом злоумышленники атаковали жертв 13 млн раз и пытались похитить 2 трлн рублей.