Конференция по Украине в Бюргенштоке закончилась, несите следующую. Комментарий Георгия Бовта
Итоговую декларацию подписали не все участники мероприятия. Предложения Владимира Путина об урегулировании конфликта официально на нем не обсуждались, но ряд стран заявил о своем категорическом с ними несогласии. Участники планируют проведение нового саммита, на который Россию, вероятно, уже пригласят
Читать на полной версииВ итоговом коммюнике конференции по Украине в швейцарском Бюргенштоке содержится призыв привлечь к переговорам все стороны конфликта на Украине. Также участники сошлись во мнении, что достижение мира невозможно без соблюдения Устава ООН.
По трем пунктам повестки удалось прийти к консенсусу. Речь идет о безусловной поддержке безопасной эксплуатации АЭС в соответствии со стандартами МАГАТЭ, а также о передаче ее под контроль Украины.
Участники призвали соблюдать условия безопасного торгового судоходства, а также обеспечить доступ к морским портам Черного и Азовского морей. Также признана необходимость организовать полный обмен военнопленными между Россией и Украиной. В конференции приняли участие представители 92 стран, включая 55 глав государств. Что примечательного произошло в Бюргенштоке?
Высказанные накануне конференции Владимиром Путиным условия мирного урегулирования в Бюргенштоке официально не обсуждались. Однако выступавшие не могли и обойти инициативу Москвы молчанием. Разумеется, со стороны представителей Запада прозвучали лишь осуждение и отказ принять эти условия в качестве хотя бы стартовой позиции для переговоров. Как заявила эстонский премьер Кая Каллас, эти предложения не основываются на Уставе ООН и нужно соблюсти территориальную целостность Украины. В то же время канцлер ФРГ Олаф Шольц призвал к «вовлечению России в диалог», признав, что «настоящего мира по Украине нельзя достичь без России». Президент Франции Эммануэль Макрон выразился более обтекаемо, призвав «расширить круг стран, участвующих в мирном процессе».
Ряд представителей Глобального Юга, который Украина хотела бы полностью привлечь на свою сторону, ради чего, собственно, все и затевалось, выразились более определенно в пользу полноправного участия России в переговорах. Так, принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд, глава МИД Саудовской Аравии, которая не собиралась участвовать в мероприятии, но после оглашения Путиным условий мира изменила точку зрения, заявил, что участие России поможет достичь «трудного компромисса». А глава МИД Турции Хакан Фидан назвал просто сам факт выдвижения Москвой условий мира «проблеском надежды». Фидан не стал поддерживать российские предложения, однако не стал их и критиковать. Любопытно, что участие Саудовской Аравии и Турции в конференции, с которыми накануне контактировали представители Киева, совпало с неожиданной для многих инициативой Украины пригласить Россию на второй «мирный саммит».
Зеленский заявил, что представит России свои мирные предложения, как только они будут согласованы с международным сообществом. Он назвал предложения Путина ультиматумом и призвал изменить их на проект, который одобрит большинство стран мира. Со своей стороны, США в лице советника по нацбезопасности Джейка Салливана попытались апеллировать к Китаю, призвав Пекин высказаться по «плану Путина», однако пока Китай на эту тему хранит молчание.
Хотя в итоговой резолюции содержится призыв к «диалогу между всеми сторонами конфликта», Россия в этом пункте конкретно не упомянута. Но вообще было бы напрасно ожидать сколь-либо благожелательный текст резолюции конференции, где не только Россия не представлена, но и многие ее партнеры и союзники. Документ с ходу отвергает принцип «мир в обмен на территории», как будто никому не известно о его многократном применении в истории, поддержав, соответственно, «принцип территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ».
Есть призыв передать Запорожскую АЭС «под полный суверенный контроль Украины» и МАГАТЭ. Пункт о свободе судоходства в Черном и Азовском морях, а также о недопустимости атак на торговые корабли и гражданские порты как будто игнорирует такие нападения на российские объекты со стороны Украины. Равно как и призыв «безопасно и свободно поставлять третьим странам» украинскую сельхозпродукцию игнорирует те сложности, которые испытывают — в том числе в силу санкций — российские экспортеры. Самоочевидными выглядят разве что пункты о недопустимости применения ядерного оружия и о полном обмене военнопленными и незаконно перемещенными лицами.
Если швейцарская конференция, как говорили многие представители Запада, была призвана оказать информационно-психологическое давление на Москву, то эта цель вряд ли достигнута. Тем более что большинство стран — членов ООН на ней все-таки представлены не были. Не было Китая, главного на сегодня партнера Москвы. Неслучайно любящий «подачу погорячее», однако при этом тонко улавливающий соответствующие эманации в верхах замглавы Совбеза Дмитрий Медведев назвал прошедшее мероприятие «чистейшим сюрреализмом» и «швейцарским скотным двором». По его мнению, «никто из участников «форума мира» не знает, что он там делает и в чем его роль». Инициаторов встречи он назвал «швейцарскими пастушками», которые «позвали только проверенных животных». А участников форума Медведев охарактеризовал как «стадо блаженно блеющих о мире тупоголовых западных альпийских баранов» и «свору европейских цепных псов для охраны поголовья».
Тем не менее теперь в международной повестке утвердилась новая идея: проведение следующей мирной конференции по Украине, на которой непременно должна присутствовать Россия. Поскольку, как следует из выступлений не только представителей Глобального Юга, но и ряда стран Запада, без нее такая конференция бессмысленна. И теперь многие партнеры Москвы начнут склонять ее принять в такой конференции участие. Особенно если, о чем уже ходят слухи, мероприятие будет организовано столь уважаемым партнером России, как Саудовская Аравия. О которой не скажешь, как ранее было сказано о Швейцарии, что она перестала быть нейтральной в данном конфликте и заняла враждебную Москве позицию. Соответственно, российской дипломатии следует готовиться к участию в следующей конференции по Украине. При этом и повестка, и общий настрой ее участников будут не только не тождественны только что изложенному видению Москвы условий окончания конфликта, но будут отличаться от этого видения довольно сильно.
При этом, как уже успел заявить пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Россия «будет всеми возможными средствами добиваться достижения целей спецоперации».