В Швейцарии начался саммит по Украине
Из ранее анонсированного «мирного плана Зеленского» из десяти пунктов на повестке саммита осталось только три: ядерная безопасность, разблокировка судоходства и возвращение пленных. Путин 14 июня предложил к рассмотрению собственные предложения России об окончании конфликта. Как они повлияли на ход швейцарской конференции?
Читать на полной версииВ субботу стартовал саммит по Украине, в котором не участвуют Россия и Китай. Виола Амхерд — президент Швейцарии, где проходит конференция, — заявила, что без России договориться невозможно. «Мы хорошо понимаем, что мирный процесс без России немыслим. Долгосрочное решение должно включать обе стороны», — сказала она.
Владимир Зеленский во вступительной речи заявил, что саммит может быть первым шагом на пути к справедливому миру для Украины. Он назвал основные темы конференции: ядерная безопасность, разблокировка судоходства и возвращение пленных. На саммите открыты три панели для обсуждения этих тем.
Зеленский также анонсировал вторую конференцию по Украине, перед которой, по его словам, «мировое большинство» должно предъявить России «прозрачный» план окончания конфликта. Будет ли Россия приглашена на второй саммит, Зеленский не уточнил.
Ранее глава офиса президента Украины Андрей Ермак заявил, что России передадут наработки по итогам конференции в Швейцарии. «На втором этапе возможны переговоры», — отметил он. «Никакого компромисса с независимостью и территориальной целостностью», — добавил Ермак.
Саммит в Швейцарии — только начало долгого процесса, который может привести к переговорам России и Украины. Но пока никакого сближения позиций сторон не видно. Так считает президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:
Канцлер Германии Олаф Шольц на саммите выступил против прекращения огня на Украине. «Немедленное прекращение огня без серьезных переговоров, без дорожной карты к справедливому и длительному миру просто легитимизирует захват территорий Россией и приведет к новому замороженному конфликту», — сказал он.
США и Турция на саммите в Швейцарии прокомментировали предложения Владимира Путина по Украине. «Он не говорит о переговорах, он говорит о капитуляции Украины», — заявила вице-президент США Камала Харрис. Представитель Турции в свою очередь подчеркнул, что помимо формулы Зеленского есть озвученный план Путина по окончанию конфликта. План российского президента он критиковать не стал.
Владимир Путин на этой неделе представил свои предложения по Украине и новой архитектуре безопасности. Но лидеры стран G7 на саммите в Италии не стали их обсуждать, поскольку, как заявил канцлер Германии Шольц телеканалу ZDF, «все знали, что они несерьезны».
По словам Шольца, Путин предложил Украине отказаться от четырех областей, на которые претендует Россия, прекратить боевые действия и отказаться от амбиций в отношении членства в НАТО — все это с тем, чтобы отвлечь внимание от глобального саммита мира, на который Россию не пригласили.
Запад обширно, но неконструктивно отреагировал на предложения Путина по Украине и новой архитектуре безопасности, заявил Дмитрий Песков. Он также добавил, что Россия надеется, что в следующий раз ситуация на Украине будет обсуждаться на более конструктивном мероприятии, чем швейцарский саммит.
Первую публичную реакцию на план Путина Business FM попросила оценить главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова:
— Действительно, российский президент обозначил те минимальные военные цели, которых хочется добиться, и предложил их принять, признать и на этом завершить. Готовности это сделать ни с чьей стороны — ни со стороны Украины, ни со стороны Запада — нет, соответственно, все будет продолжаться. Я не думаю, что тема этих мирных предложений, как угодно их можно называть, будет развиваться в плане изменения реакции. Понятно, что позиция заявлена, зафиксирована, некоторые сигналы посланы, вероятно, один из сигналов, который лично я затрудняюсь однозначно истолковать, но связан с личностью Зеленского и с его ролью, является ли он допустимым собеседником для кого бы то ни было или нет, так или иначе некоторые сообщения переданы. Но дальше уже вопрос, будут ли их анализировать, не публично, принимать или не принимать, это все понятно, никто ничего принимать не будет. А вот станет ли это предметом какого-то внутреннего изучения, что именно имелось в виду, какие варианты могут возникнуть на основе прозвучавшего когда-нибудь в будущем, это трудно сказать. Я не исключаю, что настрой Запада столь далек сейчас от хоть каких-то уступок и сделок с Россией, что это просто не будет обсуждаться вовсе. Но Путин со своей стороны, так сказать, свою работу выполнил.
У него есть очень настойчивое желание довести до сведения оппонентов некую позицию, и, видимо, он по-прежнему имеет какую-то надежду, что рано или поздно они эту позицию воспримут, что у России своя логика. Что касается эффекта, думаю, что на данном этапе эти его ожидания, если они у него есть, они не оправдаются.
— С точки зрения швейцарского саммита мира удастся ли в какой-то мере перехватить повестку кулуарно хотя бы?
— Кулуарно, думаю, отчасти да, потому что так или иначе обсуждение самого факта выступления, каких-то аспектов там наверняка будет иметь место, особенно с учетом того, что там довольно многообразный состав, разные страны с разными позициями и все такое. На собственно результаты этой конференции, мне кажется, это не повлияет существенным образом по той причине, что там никакого результата, собственно говоря, конкретного не будет и не могло быть, а что касается атмосферы, наверное, да, российская сторона добавила некоторый свой элемент дискуссии, но не более того.
В день начала саммита в Швейцарии газета The New York Times впервые опубликовала проект мирного соглашения между Россией и Украиной, о котором договаривались в Стамбуле весной 2022 года, но которое так и не было подписано.
Согласно документу, Украина обязуется соблюдать постоянный нейтралитет и не вступать в военные альянсы, но может стать членом ЕС. Действие статей соглашения, в которых упоминается территория Украины, не распространяется на Крым и Севастополь, а также на территории, обозначенные на карте в приложении 6.
Это приложение газета не публикует. По сведениям The New York Times, российская сторона весной 2022 года настаивала на том, чтобы Киев признал независимость ДНР и ЛНР в административных границах бывших Донецкой и Луганской областей Украины.