Пашинян заявил о планах Армении по выходу из ОДКБ
Отвечая на вопрос депутата в парламенте, премьер-министр заявил, что Армения покинет ОДКБ, но сама решит, когда это произойдет. Позже глава МИД уточнил, что Пашинян о выходе из договора не говорил. Накануне было подписано соглашение об усилении сотрудничества Армении в сфере безопасности с США. Займут ли США место России как стратегического союзника Армении?
Читать на полной версииАрмения собирается выйти из Организации договора о коллективной безопасности. Об этом заявил премьер-министр страны Никол Пашинян в рамках «правительственного часа» в парламенте. Отвечая на реплику оппозиционного депутата, почему Армения, выражая недовольство ОДКБ, не выходит из нее, армянский премьер подчеркнул: «Выйдем. Мы решим когда». При этом он обвинил бывшие власти страны в том, что они вступили в «союз-пузырь», члены которого «с Азербайджаном планировали войну против нас».
Позже глава МИД Армении Арарат Мирзоян прокомментировал заявление Пашиняна: «Премьер-министр Армении не сказал, что мы выходим из ОДКБ, премьер-министр Армении сказал, что мы решим, когда выйти, но назад не вернемся. Если кто-то утверждает, что премьер-министр Армении сказал, что Армения выходит из ОДКБ, он ошибается, и это очень легко доказать».
Накануне Армения подписала с США соглашение об усилении сотрудничества в сфере безопасности. Комментирует политолог Георгий Бовт:
— После того, как это сказано, в общем, все равно последует запрос от Москвы: ну так что, вы остаетесь или нет? Значит, решение о выходе принято, значит, о нем надо объявить, и, собственно, объявить партнерам, партнеры все равно спросят. Нельзя сказать, что мы уходим через какое-то время, но мы остаемся — так не бывает, фактически объявлено о выходе. Это является общей частью курса на сближение с европейскими структурами и вообще с Западом. В данном случае Азербайджан — это лишь один из поводов говорить о том, что идет сближение. Можно обвинять в том, что Минская группа работала неэффективно, кстати, там кроме России были еще три страны, и они никакие не члены ОДКБ, и их почему-то никто не обвиняет. Можно говорить о том, что не поддержали в войне с Азербайджаном, — это да, но что готовили агрессию Азербайджана против Армении — это как-то за пределами разумного. На самом деле, это просто риторика, которая подкрепляет общий тренд, общий курс на отход от России и диверсификацию отношений, многовекторность так называемая.
— На какую перспективу работает в данном случае Пашинян? И если говорить о сближении определенном Армении с США, что Вашингтон может в реальности дать Еревану?
— Во-первых, деньги, во-вторых, оружие, в-третьих, политическую поддержку. Если говорить о договоре с Азербайджаном, то ведь определенные шаги, та же делимитация границы с Азербайджаном, она началась ведь после чего? После того, как было достигнуто соглашение при посредничестве Брюсселя. А делимитация не началась в результате каких-то усилий Москвы, она там присутствовала, да, но решающий шаг-то был сделан в Брюсселе, и Ереван увидел, что это партнер, что работа с европейскими структурами приносит определенный результат. Тем более, что те, в свою очередь, усилили давление на Азербайджан в рамках европейских структур, и оно тоже могло сыграть свой эффект. Москва сейчас не в той позиции, чтобы давить на Азербайджан, он ей нужен как логистический партнер для параллельного импорта.
— Вашингтон в данном случае может стать или становится уже стороной в мирном урегулировании между Арменией и Азербайджаном, и причем выступающим на стороне Армении? Можно ли такие выводы делать?
— Пока не стал, однако армянское лобби в Америке всегда было сильным, Америка всегда и в этом конфликте поддерживала скорее армянскую сторону, чем Азербайджан, несмотря на то, что она признавала территориальную целостность Азербайджана, в составе Карабаха в том числе. И если Армения даст сигнал на то, что она готова дистанцироваться от России в части выхода из ОДКБ, то, конечно, в Вашингтоне будут этому рады и будут не прочь занять освободившееся место. Есть российская военная база в Гюмри, так вот я думаю, что это вопрос времени, когда ее оттуда попросят. И вместо этой базы может появиться другая, не российская.
Пашинян неоднократно критиковал ОДКБ, в том числе из-за нейтральной позиции по армяно-азербайджанскому конфликту и отсутствию поддержки со стороны стран — членов организации. В частности, в октябре 2022 года он отказался подписать декларацию по итогам саммита ОДКБ из-за отсутствия в документе «четкой политической оценки» действий Азербайджана.
В январе 2023-го Пашинян отказался проводить запланированные учения ОДКБ на своей территории. В ноябре того же года страна не стала принимать участие в саммите стран альянса в Минске, а в мае не исключила выхода из организации.
В феврале 2024 года Пашинян объявил о заморозке членства Армении в ОДКБ.
В начале мая власти Армении заявили, что не будут участвовать в финансировании ОДКБ. При этом Москва заявляла, что выход Еревана из ОДКБ не соответствует национальным интересам страны. Говорит армянский политолог Грант Микаелян:
Грант Микаелян армянский политолог «Насчет общественного мнения, здесь есть определенная тенденция роста поддержки США, роста критики в отношении России. И в то же самое время власть и западные СМИ ведут очень активную агитационную кампанию против России, и даже незначительные и несущественные или нерелевантные эпизоды, которые противоречат интересам Армении, атрибутируют к России. И, таким образом, в отношении к России есть как объективные компоненты, то есть результаты ее собственных действий, так и субъективные, то есть оценка действий России, которая на самом деле не связана с действиями России. А ОДКБ воспринимается чисто в контексте отношений с Россией. Хотя надо отметить еще и то, что мы видели, что ряд стран ОДКБ, в частности Казахстан, Белоруссия открыто, прямо поддерживали Азербайджан, и, естественно, все эти факты крайне негативно сказываются на отношении к ОДКБ. Поэтому я думаю, что если говорить об общественном мнении, то довольно многие будут готовы поддержать это, хотя, естественно, у этого решения будут и противники. Позиции Армении, на которые Россия могла в прошлом опираться, они сегодня крайне ослаблены, и Россия к этому относится, к сожалению, вполне толерантно. А что касается повышения уровня партнерства с США, то если говорить об электорате, о средних гражданах, то есть определенная поддержка этим действиям, что обусловлено тем, как это освещается. Но если чисто с экспертной позиции смотреть, нужно понимать, что потенциал этих отношений крайне ограничен, переоценивать его ни в коем случае не стоит. И поэтому у Армении сложилась ситуация, когда на самом деле хороших ходов во внешней политике нет, что обусловлено сложившимися в регионе реалиями, как то рост влияния Запада через мягкую силу, рост влияния Турции через жесткую силу, через Азербайджан. И, скажем так, специфические отношения России и Турции, которые позволяют Турции добиваться очень многого на армянском направлении».
Между тем у здания парламента Армении, где проходит «правительственный час» с участием премьер-министра Никола Пашиняна, начались столкновения демонстрантов и полиции.
В ночь на 10 июня протестующие, добивающиеся отставки Пашиняна, перекрыли проспект Баграмяна в центре Еревана, установив палатки перед зданием парламента.