В начале лета в России снизилась стоимость ряда новых автомобилей, поставляемых по параллельному импорту. Например, японский кроссовер Mitsubishi Outlander стал дешевле на 350 тысяч рублей, а седан Skoda Octavia потерял в цене 120 тысяч. Как считает автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто, дилеры вынуждены снижать стоимость из-за низкого спроса на слишком дорогие «параллельные» машины:

— На ту модель, которая приходила по параллельному импорту, цены становились очень высокие. Плюс достаточно дорогое обслуживание этих автомобилей, и главное, дорогая доставка — пока машину довезут сюда, она по цене становится как самолет. На автомобили по таким высоким ценам массового спроса нет. К тому же они, как правило, без гарантии. Есть проблема с запчастями, а сейчас, когда на рынке даже избыток предложений очень приличных китайских автомобилей, цены на них ниже, то все больше клиентов идут или в салон или «Лады», или в салон «китайцев». Европейские, американские и прочие модели остаются востребованными, но небольшим кругом лиц.

— За счет чего сделана скидка, за счет маржи дилера или чего-то еще?

— Там не дилер, там во многом работает компания, которая закупает эти автомобили. Да, наверное, за счет маржи. В первую очередь потому, что закладывалась очень высокая прибыль по сделке, а не получилось, и приходится чем-то поступаться, если хочешь вообще продать этот автомобиль. А что касается параллельного импорта, то многие компании отказались вообще от ввоза в Россию больших партий автомобилей и работают в основном по предзаказу, и предоплата может достигать 100%. По максимуму параллельный импорт достигал порядка 10% от всех продаж по России, но сейчас трудно судить, пока еще нет итогов последних месяцев, но я думаю, что он сократится и будет на уровне 3-5% от всего объема рынка.

Согласно статистике «Автостата», в мае продажи новых автомобилей снизились на 7% по отношению к апрелю. В последний месяц весны в стране продано чуть более 27 тысяч авто, включая легкий коммерческий транспорт. Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса сообщает, что по схеме параллельного импорта в мае в Россию ввезли примерно 7 тысяч машин. Как говорит автоэксперт Дмитрий Попов, к снижению цен привела конкуренция с китайскими автомобилями:

— Те, кто занимаются параллельным импортом автомобилей, начинают понимать, что клиент уходит в сторону более доступного, хоть и не очень дешевого, но доступного, находящегося рядом китайского автомобиля, который еще хоть и продается по высокой, задранной цене, — обратите внимание — мы китайские автомобили на территории у себя торгуем с маржой почти в два раза по сравнению с тем, сколько они стоят в Китае. И при этом они все равно покупаются, и более того, обеспечивают дилерскую сеть сервисов. На некоторые марки и модели даже есть гарантия семь лет. Видя, что клиент уходит в сторону Юго-Восточной Азии, и покупки китайского автомобиля, продавцы начинают сброс цены. Это рынок, это война за покупателя.

— Есть ли сейчас дилерские скидки на машины не из параллельного импорта?

— Я знаю, что есть марки среди «китайцев», которые последнее время очень сильно подешевели. Потому что какие-то по качеству не очень хороши оказались после эксплуатации. Люди, кто в начале 2022 года купил такой автомобиль, уже накатали на них порядка 70-80 тысяч километров. И нашли какие-то неприятности в этих автомобилях, и поэтому эти машины начинают немного терять в цене и из-за качества.

Накануне первый вице-премьер Денис Мантуров заявил, что правительство приняло решение продлить действие параллельного импорта на 2025 год с постепенным сокращением перечня.

В России ввоз товаров иностранного производства без согласия правообладателя товарного знака был введен в 2022 году.