Туристическая инфраструктура: спрос на винный туризм формируют энологи, виноделы и архитекторы
Привлекательное здание винодельни может стать самостоятельной точкой туристического притяжения. Сантьяго Калатрава, Ренцо Пьяно, Норман Фостер, Фрэнк Гери, Заха Хадид и другие зарубежные звезды архитектуры это доказали, да и наши архитекторы работают с винодельнями часто и с удовольствием
Читать на полной версииВ первой части этого материала, посвященного инфраструктуре для винного туризма, приводились слова руководителя департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate Екатерины Ногай: «Современные туристы все чаще заранее продумывают свой маршрут отдыха до мельчайших деталей, используя накопленные сохраненные локации. Во времена популярности социальных сетей одним из главных занятий в путешествиях остаются фотосессии. Зачастую туристы приезжают в различные места именно ради фотографий. Интересные с архитектурной точки зрения концептуальные здания хорошо запоминаются и вызывают желание их посетить. Для винодельни это хороший маркетинговый ход, который привлекает новых посетителей».
А вот слова собственника ГК «Абрау-Дюрсо» Бориса Титова, прозвучавшие в прошлом году на I Форуме винного туризма: «Во всем мире виноделие дарит дополнительную возможность для привлечения туристов, а энотуризм, в свою очередь, способствует росту винных хозяйств. Сегодня мы видим все больше виноделен, которые поражают не только высоким качеством своей продукции, но и архитектурными решениями, красотой и антуражем. Мы можем наблюдать, как преображаются крупные хозяйства, появляются небольшие предприятия и новые туристические маршруты».
Насколько часто сегодня архитекторы получают заказы, связанные с винодельнями, и каково содержание этих заказов — что именно предлагается спроектировать? Действительно ли интересная архитектура способна сама по себе генерить для винодельни дополнительный турпоток? Об этом BFM.ru поговорил с профессионалами архитектурного рынка.
По наблюдениям руководителя проектов консалтингового бюро Atlas Елены Трубиной, запросы со стороны виноделен можно разделить на три крупные категории: точечные (для небольшой интервенции и улучшений уже существующей инфраструктуры или технического запуска нового предприятия), системные (позволяющие оценить инфраструктуру хард и софт целиком и предложить концепцию развития) и комплексные (с учетом аналитики региона и формирования точки притяжения для края, расширения функций с учетом гостинично-рекреационного потенциала, финансовой модели и модели управления местом).
Елена Трубина руководитель проектов консалтингового бюро Atlas «Запросы зависят от индивидуальных потребностей клиента. Это может быть проектирование туристической точки, визит-центра для уже существующей винодельни с целью привлечения аудитории на одно-двухдневные программы. Может быть предложение создать винодельню с нуля: имеется в виду проектирование винодельческих комплексов, включающих производственные и технические зоны, дегустационные залы, винные погреба и зоны хранения, а также инфраструктуру для туристов (рестораны и гостиницы), благоустройство территорий и разработку уникальных ландшафтных решений — лэндмарков, которые подчеркивают специфику винодельческого края и конкретного бренда. Запрос, кстати, может быть не только на архитектуру и интерьеры, но и на софт-решения и программирование территории: скажем, разработка маркетинговой стратегии и позиционирование винодельни, брендирование места и производства, дизайн-код уже сложившейся винодельни с учетом характера производства и локальной идентичности места и предложения, стратегия развития социокультурного программирования, бизнес- и финансовая модель проекта с учетом привлечения инвестиций и объединяющего все вышеперечисленные пункты — мастер-план развития территории в кратко- и долгосрочной перспективе. Заказчики, как правило, делают акцент на реализуемости решений, чтобы за предложенной концепцией с красивым образом стояла аналитическая доказательная база, которая «приземляет» все предложенное на конкретные цифры и действия. Требуется разработка дорожной карты реализации стратегии развития территории: от целевой аудитории с портретом запросов и предложений, фазирования преобразования/возведения объектов винодельческого предприятия до разработки событийной круглогодичной программы для привлечения аудитории, логотипа и стратегии позиционирования винодельни в СМИ и на публике.Основным требованием заказчиков остается создание функциональных и эстетичных объектов, которые привлекут не только новую аудиторию для реализации продукта, но и увеличат турпоток. Этот запрос связан с экономикой предприятий, с запросом на повышение устойчивости бизнеса с учетом потенциальных рисков (неурожай, производственные ошибки и так далее) и развитие винодельческой культуры в стране в целом. Владельцы стремятся создать не только место для производства вина, но и целый комплекс, который становится интересным туристическим объектом, работающим на прибыль производства круглогодично, а не в сезон. Так что, безусловно, привлекательная винодельня может стать самостоятельной точкой притяжения, если, конечно, выдержано качество представленной продукции и предложенные сервисы попадают в целевую аудиторию. Эстетически гармоничная архитектура и окружающий ландшафт создают уникальную аутентичную атмосферу, которая привлекает туристов и любителей винной культуры. А разнообразие событийной программы, грамотное планирование развития территории и пополнение ассортимента могут удерживать клиентов в долгосрочной перспективе, побуждая вернуться вновь за определенного рода позитивными впечатлениями и отдыхом».
«Само по себе здание винодельни находится на стыке нескольких функций: это прежде всего производственный комплекс, но также и шоурум. Собственники виноградников осознали, что впечатление, которое производит здание, создает добавочную стоимость их основному продукту. Поэтому при проектировании таких зданий огромное внимание уделяется как технологической, так и презентационной частям — архитектура должна работать на бренд. И вот здесь начинается самое интересное», — рассказывает основатель архитектурной мастерской DA Максим Долгов.
Максим Долгов основатель архитектурной мастерской DA «Виноделие — это старинный, но высокотехнологичный процесс, поэтому в постройках по возможности стараются подчеркнуть и преемственность, включая в комплексы старые производственные здания, и высокие технологии, подчеркивая современное производство. Винодельня не только производство, но и аттракцион, место развлечения, точка притяжения локального туризма. На территории комплекса не принято оставаться ночевать, в большинстве случаев это отдельно стоящее здание посреди виноградников, место уединенное и обычно весьма живописное: холмы, открытая перспектива и стройные ряды виноградников. Здание винодельни часто само по себе уже является достопримечательностью, за рубежом проектами отметились большинство звездных архитекторов: Сантьяго Калатрава, Ренцо Пьяно, Ричард Роджерс, Марио Ботта, Норман Фостер, Фрэнк Гери, Заха Хадид, и список можно продолжить. В России также пришло понимание, что здание винодельни — не просто коробка, появились качественные проекты. Наша архитектурная мастерская также занималась разработками концепций виноделен, работа получилась интересная и живописная, мы с удовольствием возьмем в работу еще подобные проекты».
Наверное, тут уместно вспомнить еще и здание винодельни «Скалистый берег» — проект, в 2021 году вошедший в шорт-лист международной премии WAF (World Architecture Festival), которую принято называть «архитектурным «Оскаром», и созданное из стекла и бетона здание «Виноградников Гай-Кодзора» — новую, на сей раз архитектурную достопримечательность долины, и уже упоминавшуюся в прошлый раз винодельню «Шато де Талю», фотографии главного здания которой украшают едва ли не каждую энотуристическую публикацию.
«Анализируя успешные туристические проекты, можно отметить у большинства из них проработанное благоустройство, комфортную общественную среду, где сформированы различные зоны для времяпрепровождения не только внутри виноделен, но и на открытом воздухе, для отдыха и прогулок. В свою очередь, многим из непопулярных туристических мест не хватает внимания к благоустройству территории», — продолжает коммерческий директор завода малых архитектурных форм «Новалур» Арсений Киселев.
Арсений Киселев коммерческий директор завода малых архитектурных форм «Новалур» «Посетителям важно дать возможность проводить время на открытом воздухе, это увеличит время посещения, привлечет больше туристов. Например, в благоустройстве территории вокруг винодельни целесообразно размещать зоны для фотографий, для дегустаций — как под открытым небом, так и под навесами и в беседках; по пути экскурсионных маршрутов можно также добавить удобные скамейки и столы. В этом случае туристы смогут наслаждаться вином как внутри, так и на свежем воздухе, в зависимости от личных предпочтений. Говоря о материалах, для благоустройства виноделен обычно заказывают МАФы из архитектурного бетона, а применительно к беседкам и навесам предпочтение отдается дереву».
Кстати, по мнению эксперта, винодельни, имеющие собственную гостиницу, внимательнее подходят к благоустройству, больше вкладывают в создание зеленых зон вокруг, чтобы клиенты могли задержаться на несколько дней. И это возвращает нас к теме первой части материала: так насколько, по мнению архитекторов, повсеместна и неразлучна на современном туристическом рынке пара «винодельня — отель»?
Как считает Елена Трубина, гостиницы становятся все более частыми элементами винодельческих комплексов — опять же, для привлечения и удержания внимания потенциального клиента дольше чем на 20 минут в магазине у полки, что положительно сказывается на доходах и бренде. «Если говорить про масштаб подобных гостиниц, то чаще это небольшие бутик-отели или глэмпинги, которые подчеркивают уникальность и атмосферу винодельческого хозяйства. Однако есть и предприятия крупного масштаба с гостиницами на 100 и более мест», — говорит собеседница BFM.ru.
«Как и с запросами отельеров, важно, чтобы гостиницы при винодельнях гармонично вписывались в окружающий ландшафт и учитывали индивидуальность места, бренда, потенциальную вместимость и турпоток с учетом аналитики консультантов, а не были копированием хорошо работающих экономических моделей десятилетней давности за границей. Поэтому ожидания на запрос подобной инфраструктуры и реальность такого запроса могут сильно варьироваться в зависимости от подготовленности и насмотренности, кругозора клиента», — подчеркивает Елена Трубина. С ней готова поспорить руководитель и партнер компании UNK interiors Юлия Тряскина.
Юлия Тряскина руководитель и партнер компании UNK interiors «Да, мы отмечаем увеличение заказов на разработку проектов виноделен и дегустационных залов. Однако формат винодельни с отелем — скорее исключение, потому что это два абсолютно разных, скорее сепаратных, сегмента бизнеса. Это подтверждает и международная практика. Даже в развитой винодельческой Европе не более 1% виноделен имеют при себе отель. Например, в Бордо находится порядка тысячи виноделен — и менее десяти отелей в этом районе. Люди во время отдыха с удовольствием посещают музеи, художественные салоны, но это не значит, что каждая галерея должна построить рядом отель. Все это значительные затраты, а еще и с учетом того, что отель в среднем окупается в течение 15-20 лет. Другая история, которая сейчас развивается у нас, — дегустационные залы при отелях в районах, примыкающих к южным регионам. Интерес и востребованность темы растет в связи с развитием внутреннего туризма. И здесь виноделы активно сотрудничают с отельерами: в этом случае хорошо работает коллаборация с брендовыми отелями. В качестве составляющей культурной программы гости отелей могут посещать дегустации, которые проводят разные винодельни, это могут быть как шефские ужины, так и дегустационные презентации. Поэтому мы видим тренд на развитие дегустационных пространств, как туристических, так и профессиональных, которые важно планировать при проектировании отелей и реновации территорий, особенно в районах, прилегающих к южным регионам».
Таким образом, лучше инвестировать в классную дегустационную комнату, делать коллаборации с отельными брендами или создавать гостевой дом по аналогии с проектами в Плесе как дополнительную функцию, чем винодельню с полноценным отелем, уверена Юлия Тряскина.