Правые в Австрии и Германии опередили правящие партии
Согласно прогнозам, «Зеленые» на выборах провалятся, а «Альтернатива для Германии» будет бороться за второе место после ХДС/ХСС
Читать на полной версииВ воскресенье, 9 июня, завершился последний день выборов в Европарламент. Ультраправая «Альтернатива для Германии» (AfD) добилась заметных успехов, несмотря на скандалы, и обошла коалицию Олафа Шольца (14%). Она занимает в ФРГ на выборах в Европарламент второе место с 16,5% голосов и получает 19 депутатских мест, свидетельствуют экзитполы.
Лидирует, как и пять лет назад, консервативный блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов под руководством президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен — он получил 30% голосов. Хуже всех из правящей коалиции показали себя «Зеленые» — их процент упал до 12 с рекордного в 2019 году 21%.
О шансе крайне правых партий получить рекордное количество мест в Европарламенте, ранее писало авторитетное издание Politico.
Комментирует главный редактор журнала «Берлинский телеграф» Александр Бойко:
Говоря о выборах в Европарламент, важно помнить ограниченные полномочия этого законодательного органа власти. Прямого влияния на политику государств итоги выборов иметь не будут, хотя некоторое отражение взглядов граждан ЕС они демонстрируют, продолжает политолог, научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Артем Соколов.
Артем Соколов политолог, научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России «Какими бы ни были результаты, все равно европейская политика в значительной степени будет определяться в других институтах и под влиянием иных политических процессов. Однако, безусловно, выборы в Европарламент важны как некий маркер актуальных политических тенденций, настроений избирателей в странах ЕС, и прогноз на высокие результаты так называемых правых популистов, безусловно, имеет под собой основания прежде всего на национальной почве, а не только на почве общеевропейских процессов. И в РФ в этом отношении высоких ожиданий в любую сторону испытывать, наверное, смысла никакого нет, поскольку Европарламент давно выполняет такую функцию выпуска пара европейских политиков. Тот рост популярности в правых силах сам по себе не может означать резкого изменения вектора отношений между Брюсселем, евробюрократией и Российской Федерацией, этих отношений сейчас фактически нет, если мы говорим о каком-то конструктиве в двустороннем диалоге. И тех изменений, которые могут произойти в ходе выборов в Европарламент, будет недостаточно для того, чтобы эту тенденцию не просто переломить, но даже скорректировать. В вопросе изменения политических элит, политического руководства стран ЕС, на мой взгляд, прежде всего важен национальный уровень правительств, законодательных, исполнительных органов власти стран ЕС, прежде всего крупнейших государств — Германии и Франции. И в этом смысле те процессы, которые происходят на национальном уровне, к ним, вероятно, стоит присматриваться более внимательно, чем к выборам в Европарламент. Так, например, в Германии осенью пройдут выборы в трех восточных федеральных землях, где также у партии «Альтернатива для Германии» и партии «Союз Сары Вагенкнехт» есть хорошие шансы на то, чтобы претендовать на участие в коалиционных переговорах, на участие в формировании земельного правительства. И вот результаты этих выборов, если мы говорим, например, про немецкие политические элиты, будут иметь гораздо большее значение, чем действующие выборы в Европарламент».
Свои позиции удвоила австрийская ультраправая Партия свободы. Она набрала уверенные 27% голосов, став первой.