Александр Чернышев, «Байкал Аква»: «В планах компании — занять около 1,5% рынка Китая»
По его словам, Китай — самый перспективный рынок будущего роста компании
Читать на полной версииГенеральный директор «Байкал Аква» Александр Чернышев рассказал о перспективах потребления бутилированной воды в России, о планах выхода на зарубежные рынки, а также о мероприятиях по сохранению чистоты озера Байкал.
По итогам прошлого года объем производства бутилированной воды в России вырос почти на 15%. Какую долю на рынке сегодня занимает ваша компания и какую — в сегменте премиальной воды?
Александр Чернышев: На сегодняшний день компания выросла на 50% год к году и заняла 22% в сегменте премиальной воды, по данным ACN, хотя, конечно, на общей доле мы еще недостаточно велики…
Потребление бутилированной воды в России растет, и, по оценкам экспертов, потенциал большой. Мы почти вдвое отстаем по показателям потребления питьевой и минеральной воды от европейских стран. Какие прогнозы вы бы могли дать по рынку в целом и по вашей компании в частности? Какие задачи стоят именно по доле российского рынка?
Александр Чернышев: Прогноз по рынку питьевой бутилированной воды в целом очень позитивный. И, на мой взгляд, Россия приблизится к европейским показателям потребления уже через 10-12 лет, а компания «Байкал Аква» ставит задачу стать русским Evian уже в ближайшие два-три года с доминирующей долей рынка РФ в премиальной воде более 33%.
В 2023 году экспорт российских вод упал почти на 90%, а основными рынками сбыта были Монголия и Азербайджан. Это связано в том числе с уходом крупнейших поставщиков и с возникшим дефицитом на внутреннем рынке. Однако вы в прошлом году говорили о серьезных намерениях на китайском рынке, вплоть до создания совместного предприятия. На какой стадии этот проект сейчас?
Александр Чернышев: Китай для нас — самый перспективный рынок будущего роста компании. За год мы определили два независимых пути развития рынка: самостоятельное построение дистрибуции через 50-70 дистрибьюторских компаний в Китае. И создание с тремя-пятью крупными китайскими производителями партнерских программ — перекрестной дистрибьюции, «выхода» на рынок Китая и России. Сейчас приступили к проектированию новой производственной площадки, ориентированной исключительно на рынок Китая.
Китай — это не только колоссальный объем рынка, но для вашей компании еще и очень удобный партнер с точки зрения логистики. На какие объемы поставок и какую долю рынка вы рассчитываете?
Александр Чернышев: В планах компании — занять около 1,5% рынка Китая. Например, в этом году в рамках ПМЭФ мы подписали партнерское соглашение с китайской компанией «Санрайз». Также мы планируем две новые производственные очереди, в четыре и в восемь раз более мощные, чем текущие.
Какие еще рынки у вас в приоритете?
Александр Чернышев: Рынок Ближнего Востока очень интересен. Мы в семь раз выросли год к году в ОАЭ, а сегодня у нас три встречи и подписание партнерских программ с представителями Омана.
Вернемся к нашему рынку и продукции. Вы серьезно расширили ассортимент, заняли нишу премиальных конкурентов, которые ушли. В каком направлении сейчас идет работа? Ждать ли новых продуктов, новых брендов?
Александр Чернышев: За год компания вышла на рынок России в премиальный сегмент: появились новые бренды воды L.ice by Legend of Baikal и Legend of Baikal Limited Edition, мы активно развивали бренд React, в текущем году мы продолжим экспансию в этом направлении.
Ваша компания ведет не только производственную деятельность, но и исследовательскую в рамках программы по защите экосистемы озера Байкал и прилегающих территорий. При этом Байкал является и активно развивающимся направлением для туризма. Какие сегодня существуют проблемы в этой сфере и как вы видите их решение в рамках своей деятельности по защите флоры и фауны и популяризации туризма в регионе?
Александр Чернышев: Мы построили в 2023 году самую современную лабораторию в Сибири на заводе «Байкал Аква» и начали ежедневный мониторинг состояния озера. Совместно с En+ мы поддерживаем программу «Байкал без пластика», озаботились очисткой дна озера от затонувших судов и совместно с «Гранд Байкалом» планируем развивать промышленный туризм в регионе, начали проектирование музея воды.