«Аэрофлот» потеряет клиентов из-за нехватки самолетов
Авиакомпания может недосчитаться пяти млн пассажиров в ближайшие два года. Причина — в задержках поставок новых самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet 100, заявил гендиректор перевозчика. При этом авиакомпания пытается договориться с производителями об изменении контракта и замене всех заказанных ранее бортов самолетами МС-21
Читать на полной версииОбновлено 8 июня в 01:37
На 2024 год «Аэрофлот» на три млн улучшил прогноз пассажиропотока группы — до 53 млн человек. Однако из-за переноса поставок новых российских самолетов на более поздние сроки в этом году перевозчик недосчитается одного млн пассажиров, в следующем — уже четырех млн, заявил гендиректор компании Сергей Александровский на полях экономического форума в Петербурге. По его словам, группа успешно компенсирует выпадающий пассажиропоток за счет более интенсивной эксплуатации текущего флота.
Но эксперты авиаотрасли считают, что полностью компенсировать растущие потери вряд ли удастся. К тому же более интенсивная эксплуатация означает рост часов налета и амортизации на каждое воздушное судно.
В январе в Российском союзе туриндустрии заявили, что с 2027 года на внутрироссийских линиях может возникнуть дефицит провозных емкостей из-за нехватки отечественных самолетов для обновления авиапарка. О том, насколько критичны задержки новой отечественной авиатехники, рассуждает авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
— Смысл в том, что, если у вас меняются планы по флоту, у вас меняются и прогнозы по пассажиропотоку на конкретный год. Существующий флот тоже имеет какой-то ресурс, и некоторые воздушные суда приходится выводить из эксплуатации со временем по истечении ресурса. Поэтому если новых самолетов еще долго не будет, то старых будет становиться меньше, это будет влиять на пассажиропоток.
— Насколько эти цифры критичны?
— Не очень критичны, но для авиакомпаний в любом случае это много: несколько млн пассажиров, каждый из которых заплатил бы несколько тысяч за билет, это потеря выручки в размере нескольких десятков млрд рублей.
Изначально «Аэрофлот» ожидал, что получит первые два Sukhoi Superjet 100 еще в конце 2023 года, а первые МС-21 — в этом году. Все эти сроки были пересмотрены. Актуальные даты теперь — четвертый квартал 2025 года по МС-21 и первый квартал 2026-го — по Superjet.
При этом глава компании уже заявил в эфире телеканала «Россия 24», что компания хочет трансформировать соглашение с Объединенной авиастроительной корпорацией о поставке российских бортов. Вместо Ту-214 и импортозамещенного Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлот» хотел бы видеть в своем парке исключительно МС-21. Возможно, потому что их обещают поставить быстрее. В соответствии с действующим соглашением до 2030 года группа должна получить на условиях лизинга 210 МС-21, 89 SJ-100 и 40 Ту-214.
Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов в ответ на планы пересмотра соглашения отметил, что его министерство обсудит с «Аэрофлотом» и Минтрансом вопрос поставок Ту-214 и Sukhoi.
Насколько нынешние даты реальны? Мнение главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова:
На сайте «Аэрофлота» сказано, что на конец апреля 2024 года парк группы насчитывал 349 самолетов: 59 широкофюзеляжных и 212 узкофюзеляжных среднемагистральных Boeing и Airbus, 78 отечественных региональных Sukhoi Superjet 100. На рынке авиаперевозок группа занимает 50%.