Завтрак «Сбера», или Разговоры о важном для взрослых
На полях ПМЭФ прошел традиционный деловой завтрак Сбербанка — мероприятие, ежегодно собирающее бизнесменов, руководство экономического блока правительства, губернаторов, депутатов и экспертов. На повестке — ключевые вопросы развития экономики страны
Читать на полной версииЭто утро у министров, глав крупнейших компаний и прочих лиц, принимающих решения, началось как у школьников, с «разговоров о важном». Главным вопросом этого завтрака стал следующий: как нам войти в четверку ведущих экономик мира и какую роль в этом должны сыграть технологии.
Правда, на обсуждение технологий участники потратили от силы треть времени, а по поводу четвертого места в экономическом рейтинге Герману Грефу пришлось сразу оговориться, что, пока мероприятие готовилось, выяснилось, что, по данным Всемирного банка, мы уже несколько лет как четвертые. Эту тему не смог обойти стороной традиционный возмутитель спокойствия на этих завтраках — глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров:
«Герман Оскарович справедливо сказал. Сидит правительство, я вижу, над чем они работают: к 31 марта следующего года они должны представить план мероприятий, как мы будем становиться четвертой экономикой мира по паритету покупательной способности. Я представляю эту тяжелейшую работу, которая предстоит. Не надо ее недооценивать. Я уверен, что представят. И тут возникает вопрос: а почему никто не заметил, что мы уже три года четвертая экономика мира по паритету покупательной способности? Потому что это ни на что не влияет».
А имеет значение, по мнению Макарова, уровень жизни и доверие к государству со стороны граждан и бизнеса. О доверии говорил и основной акционер «Северстали» Алексей Мордашов. Оценивая изменения в налоговой системе страны, он заявил, что готов платить больше и по налогу на прибыль, и по НДФЛ, но от имени бизнес-сообщества попросил гарантий того, что параллельно не будут повышаться другие платежи, акцизы и так далее.
Налоги по понятным причинам стали одной из главных тем. Чуть раньше на форуме глава РСПП Александр Шохин просил у правительства дать федеральный инвестиционный налоговый вычет всем компаниям без привязки к отрасли и прочим критериям. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин сразу предупредил, что так не получится, а на завтраке «Сбера» закрепил эту мысль, но дополнил важным обещанием:
«Мы в Налоговом кодексе сделали главу «Инвестиционный налоговый вычет», был региональный, сейчас федеральный, все проблемы туда сгрузили. Герман Оскарович хочет искусственный интеллект поддержать, ГОКи хотят, чтобы мы новые ГОКи строили, мы думали, что вообще-то мы это для машиностроения делаем. У каждого свои представления о прекрасном, и у нас с вами две недели для того, чтобы как-то сконцентрироваться и договориться. Но аппетитов значительно больше, чем ресурсов. Нам придется выбрать приоритеты, а всем остальным — нет денег, давайте хоть стабильность дадим».
О налогах говорил и Герман Греф:
«Сейчас идут дискуссии о том, что повышение налоговой нагрузки стимулирует частные инвестиции и так далее. Мы посмотрели, сделали обобщение по практике нашей страны и за рубежом. Получилась примерно такая картинка: рост расходов за счет роста налогов приводит к падению ВВП на 0,47% при повышении налогов на один процентный пункт. Это говорит о том, что все-таки споры здесь давным-давно закончены: частные инвестиции как минимум в 2-2,5 раза более эффективны, чем государственные, поэтому любое повышение налогов — это вычет из ВВП, что бы мы ни имели в виду».
Он же вскользь затронул еще один элемент донастройки налоговой системы — налог на доход от владения акциями больше пяти лет. Глава «Сбера» высказал опасение, что, если это изменение вступит в силу, это может привести к тому, что к концу года люди, владевшие теми или иными ценными бумагами больше пяти лет, массово побегут эти бумаги продавать, что отрицательно скажется на всем рынке.
Впрочем, эта тема дальнейшего развития не получила, и разговор все-таки перешел к технологиям и ИИ. В качестве положительных примеров приводились кейсы КамАЗа и других компаний, которым удалось заметно повысить эффективность за счет применения ИИ и других инноваций. Но тут российская экономика сталкивается еще с одним вызовом — демографической ямой, дефицитом кадров и падением производительности труда. На это в ходе своего выступления обратил внимание вице-премьер Дмитрий Чернышенко:
«Мы теперь все верим только, что нас спасет искусственный интеллект. Потому что что нас еще может спасти? Рост производительности труда, на который мы сейчас должны только уповать, — это единственное, что нас может спасти. Действительно, получается, что только за счет искусственного интеллекта. Но хорошая новость в том, что президент нам поручил, как всегда, он нас выручает, и в его указе 5% от тех денег, которые тратятся на науку, — а это больше 580 млрд рублей каждый год, насколько эффективно, вы все знаете — пойдет на искусственный интеллект. То есть это примерно 30 млрд рублей чисто на технологии искусственного интеллекта. И научные работы, в которых используются технологии, — это еще 15%. То есть это жесткий норматив. Поэтому технологические заказчики — вы все здесь, наука в вашем распоряжении, то есть мы говорим, что мы вместе, под вас сделаем технологии, для этого есть деньги, есть ресурсы, есть люди, и кадры мы готовим».
Закончился завтрак на оптимистичной ноте: о налогах решили договориться, технологии внедрить, а производительность труда повысить. О важном поговорили.