Фарминдустрия в России: как будет развиваться?
Эксперты отмечают: во всем мире фарма — это лидеры фондового рынка и клондайк для российских инвесторов
Читать на полной версии«Фарминдустрия — новый драйвер развития российской экономики, или Почему вместо воссоздания зарубежных лекарств нужно заниматься разработкой собственных инновационных препаратов». Данную тему представители отрасли обсуждали на полях ПМЭФ-2024.
Когда в 2022 году санкционное давление на Россию резко возросло, казалось, что медицину и фарму ограничения не коснутся, однако за последние два года мы часто слышим о проблемах с поступлением в Россию целого ряда лекарств и препаратов. На первый взгляд из этой ситуации есть два выхода: сделать все свое или просто забрать чужое, не оглядываясь на юридическую сторону вопроса с правами и патентами.
Однако второй путь точно уведет страну в неправильном направлении, уверен председатель совета директоров компании «Промомед» Петр Белый.
Петр Белый председатель совета директоров компании «Промомед» «Даже те случаи, в которых государству приходится идти на то, чтобы вопреки правам, которые даются патентообладателям, делать какие-то решительные действия, то есть инструмент, который применяется и признан в мире для такого рода ситуации, он называется «принудительная лицензия», пока в России применялся всего два раза. В том числе вот правительство выдало нам такую принудительную лицензию, когда мы воспроизвели препарат для лечения метаболического синдрома и диабета, который большая европейская компания вывела из России, и для того чтобы эти пациенты очень важной категории не остались без препарата непрерывного цикла, правительство пошло на такое решение».
Однако производитель при этом все равно должен пройти все испытания и доказать эффективность и безопасность препарата. В идеале те же усилия можно и нужно тратить не на воспроизведение зарубежных препаратов, а на создание своих инновационных. Со стороны государства нужен тот же фаст-трек, чтобы на регистрацию инновационных препаратов не уходили месяцы и годы. И нужна крепкая патентная система, чтобы с оригинальным препаратом можно было выйти за пределы рынка в 150 млн человек в России. Те же страны БРИКС — это уже 3 млрд человек. А оригинальный препарат стоит в десятки раз дороже дженериков. И эта разница должна оставаться в России, полагает Петр Белый.
«Наш переход на инновационные рельсы будет создавать вот эту возможность, вот этот запас, благодаря которому мы сможем инвестировать и создавать новые прорывные решения. Это же налоги, это же строительство заводов, это исследования, это подготовка кадров. Это отдельная, новая экономика России. Ну, это новый российский нефтегаз».
Деньги для создания уникальных российских препаратов с экспортным потенциалом можно привлечь в том числе путем выхода на фондовый рынок, убежден эксперт.
«Во всем мире фарма — это лидеры фондового рынка. Вот та самая компания, которая увела от нас этот жизненно важный препарат, ее капитализация почти триллион долларов, ее капитализация влияет на курс национальной валюты. То есть для России выход биофармацевтических предприятий на фондовый рынок — это вообще новый Клондайк для российского фондового рынка».
По словам Петра Белого, представители власти и коллеги по цеху, принимавшие участие в обсуждении проблемы на тематических сессиях ПМЭФ, такой подход поддержали.