Сектор услуг России начал сокращаться
Индекс PMI сферы услуг в мае опустился ниже критической отметки — 49,8 пункта с 50,5 пункта в апреле. Business FM опросила бизнес в сфере услуг, оказалось, что в разных отраслях ситуация различается
Читать на полной версииИндекс PMI, или деловой активности в сфере услуг, в России опустился ниже критической отметки. По данным исследования S&P Global за май, индекс составил 49,8 пункта. Показатель ниже 50 означает снижение деловой активности в целом. Снижение было планомерным с апреля этого года. А до этого индекс рос 15 месяцев подряд. Среди основных причин негативного тренда S&P Global называет давление на покупательскую способность клиентов и более сдержанные условия спроса.
Затраты компаний росли более быстрыми темпами, а инфляция издержек росла второй месяц подряд, приближаясь к самой высокой отметке с января. Компании отмечают растущие затраты на транспортировку, возросшие цены поставщиков, повышение зарплат сотрудников.
Business FM опросила представителей бизнеса в сфере услуг, оказалось, что от отрасли к отрасли ситуация сильно различается.
Гендиректор управляющей компании Ivashkevich Hospitality в гостиничном бизнесе Станислав Ивашкевич
«Я искренне считаю, что сфера услуг — и в данном случае гостиничный бизнес — сейчас переживают, наверное, второй бум, который был последний раз во время чемпионата мира по футболу, а до этого он был во время Олимпиады. И в настоящий момент вся гостиничная отрасль, причем точно могу сказать, что ключевые точки в России — Краснодарский край, Петербург, Москва и почти все города европейской части Российской Федерации — переживают настоящий туристический и гостиничный бум. Количество гостей, которое сейчас размещается в отелях, соизмеримо только с чемпионатом мира по футболу. Поэтому находимся ли мы в упадке, смотря с какой стороны смотреть, наверное, мы можем каким-то образом страдать из-за того, что нет возможности приема большого количества иностранных граждан и приема международных платежных систем, здесь мы ограничены, поэтому наши гости сейчас приезжают с наличной валютой. У нас есть ряд стран, которые сильно сократили свое присутствие в России. Но при этом у нас есть замещение со стороны других стран, которые к нам наращивают обороты, с каждым месяцем у нас все больше и больше приезжает гостей из Саудовской Аравии, Эмиратов, Ирана, Индии».
Президент компании Baon в сфере ретейла Илья Ярошенко
«Да, индекс деловой активности в нашей сфере пока не радует, это объяснимо. Первое, что приходит на ум, — очень высокие ставки как по кредитам, так и по депозитам. Предприятиям нужно очень дорого занимать деньги, и мало какой бизнес, мало какой даже торговый бизнес может выдержать ставку 17-19%, какая она там будет на этой неделе, плюс комиссия банка. С другой стороны, потребитель, население несут деньги в банк, чтобы положить на депозит и чтобы получать эти высокие проценты, и откладывают свои покупки на потом, рассуждая так, что потом можно будет купить за те же деньги, только нам еще придут какие-то проценты. Продажи сейчас не растут, не падают — уже хорошо, трафик тоже остановился на каком-то уровне и не падает — это уже хорошо, стабилизировалось. Но с чего должен быть рост? Роста нет, и мы не понимаем, что может явиться драйвером этого нового роста, нового всплеска покупательской активности. А насчет кадров, в том числе в ретейле, не хуже и не лучше, точнее, все как у всех, все не радует. Значит, нужно что-то думать, где можно что-то автоматизировать хоть как-то и пытаться все-таки набирать кадры, работать-то надо».
Основатель сети барбершопов Top Gun Алексей Локонцев
«Видя эту статистику, я понимаю, что все делаю правильно, потому что всегда иду от статистики. То есть мне говорят, что, если в индустрии провал сейчас, то есть провалилась деловая активность, в моем случае мы как раз выросли в обороте, например, мы сделали 380 млн рублей за прошлый месяц, а в позапрошлом месяце — 320 млн рублей. Мы выросли больше чем на 20%, и никакого падения не чувствуем. Но что этому способствовало? Этому поспособствовало много инноваций, которые я внес [в бизнес]. Этим я хочу сказать, что нужно развивать свои маркетинговые активности, становиться креаторами, и будет успех, и вы будете идти против статистики понижения, у вас будет повышение».
Ранее S&P Global подвел итоги по индексу деловой активности обрабатывающих отраслей в России — в мае он вырос до показателя в 54,4 пункта. Перед этим в марте был рекорд, а в апреле — резкое падение.
Среди причин положительной динамики компании назвали увеличение спроса и появление новых заказов. О том, почему обрабатывающие отрасли растут, а сфера услуг падает, рассуждает главный экономист «Тинькофф инвестиций» Софья Донец:
— Сейчас нет однозначной картины по другим индикаторам, которая бы нам говорила, что сфера услуг в России себя чувствует как-то плохо, потому что мы видим, что та же инфляция в секторе услуг остается на лидирующих позициях относительно цен товаров, это тоже хороший индикатор, который нам говорит, что спрос достаточный, высокий. Так что, скорее всего, в самом индексе PMI мы имеем дело и с небольшой сезонностью, и с некоторым эффектом насыщения. Мы видим, что индекс PMI все последние три месяца находился на уровнях ниже, чем это было в начале года или в конце прошлого, здесь есть некоторый, наверное, эффект насыщения спроса в том числе, восстановительная динамика, которая выходит на более стабильные уровни. Поэтому я думаю, что нет речи о существенном сжатии или рисках снижения, скорее нормализация.
— А то, что растет, например, у обрабатывающих отраслей?
— Да, сейчас есть разница между динамикой в обрабатывающих секторах по индексу PMI и в услугах. Все, наверное, понимаем, что обрабатывающие сектора имеют некоторые другие драйверы, чем услуги, то есть это не только потребительский спрос, это еще и госзаказ, и импортозамещение.
В исследовании S&P Global отмечается, что в мае ускорились темпы инфляции издержек у обрабатывающих отраслей. Бизнес жалуется на выросшие затраты на логистику и поставщиков.