Суд в России приговорил немецкого инвестора BelkaCar к пяти годам колонии
Ральф Новак признан виновным в хищении в особо крупном размере в связи с продажей акций каршеринга структурам Бориса Зимина, признанного в России иноагентом. При этом сам подсудимый на оглашение приговора не явился, а адвокаты заявили Business FM об отсутствии связи с бизнесменом
Читать на полной версииВердикт Тушинского суда Москвы по делу об акциях BelkaCar стал кульминацией расследования, начатого в 2021 году. По версии следствия, обвиняемые — гражданин ФРГ и России Ральф Новак и его бизнес-партнер Ильнур Азмуханов — незаконно организовали продажу пакета акций зарегистрированной на Кипре материнской компании каршеринга.
Как писало РБК, речь шла о сделке 2019 года, в результате которой мажоритарным акционером BelkaCar стала компания BMT Private Equity, принадлежащая признанному в России иноагентом Борису Зимину, сыну ныне покойного основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина. Продавала пакет швейцарская Bryanston Group, ныне Winterberg Group. Один из ее совладельцев, гражданин ФРГ Бенедикт Соботка, проходил по делу в статусе потерпевшего. РИА Новости называло Новака и еще одного фигуранта, гражданина ФРГ Фабиана Кройхера, «партнерами» и «компаньонами» Соботки, а Азмуханов занимал в Bryanston/Winterberg должность инвестиционного директора.
Следствие утверждало, что обвиняемые продали долю в BelkaCar без согласования с потерпевшим и по заниженной цене, чем нанесли Соботке ущерб в 4 млрд рублей. В итоге, как пишет Forbes, суд встал на сторону обвинения и приговорил Новака и Азмуханова к пяти и четырем годам колонии и штрафам в 800 тысяч и 500 тысяч рублей, а также назначил взыскать с последнего почти 400 млн рублей ущерба. Другие фигуранты дела, Кройхер и сам Борис Зимин, были ранее заочно арестованы судом, но находятся за пределами России.
Хитросплетения дела управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры», вице-президент Гильдии российских адвокатов Федор Трусов оценивает скептически:
Как еще в прошлом году рассказал Business FM адвокат Новака, осужденный познакомился с потерпевшим во время учебы в Германии. Первое время Новак и Соботка занимались консалтингом, а затем, уже с участием Кройхера, перешли к инвестициям, в том числе в BelkaCar. Дальнейшее RTVI описывал как «корпоративный конфликт»: Соботка не согласился с партнерами и пытался оспаривать их решения в целом ряде юрисдикций, от Швейцарии и Германии до ЮАР и Кипра. РИА Новости сообщало, что все попытки были безуспешными, пока Соботка не подал заявление на партнеров в России.
Изначально Новак и Азмуханов были арестованы судом, но затем меру пресечения заменили на домашний арест. На прениях сторон оба присутствовали, но, как сообщили Business FM адвокаты Новака, в день приговора тот перестал выходить на связь и на заседании отсутствовал.
О последствиях для осужденного рассуждает адвокат, партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:
Борис Зимин комментировал процесс в беседе с Forbes в начале 2023 года. Признанный иноагентом бизнесмен назвал дело «политическим», а требования Соботки объяснил «ссорой партнеров». Сам сын основателя «Вымпелкома» в рамках дела был обвинен в мошенничестве в особо крупном размере и объявлен в розыск.