Автодилеры пожаловались в ФАС на производителей и дистрибьюторов
У дилеров накопился целый список претензий. И, как говорят опрошенные Business FM эксперты, недовольство продавцов во многом обоснованно
Читать на полной версииАссоциация «Российские автодилеры» (РоАД) просит антимонопольщиков проверить договоры между производителями автомобилей и их продавцами.
Членов ассоциации не устраивают короткие сроки договоров, не позволяющие окупить вложения в салоны, требования по частому обновлению дилерских центров, когда они должны за свой счет постоянно обновлять шоурумы, отсутствие обязательств производителей и дистрибьюторов по техподдержке дилеров на протяжении всего срока службы автомобилей, неполный размер компенсаций по гарантийным случаям, навязывание неликвидных машин и дополнительных опций к ним и много чего еще.
По словам автоэксперта Артема Бобцова, так было практически всегда:
Артема Бобцов автоэксперт «С одной стороны, все сильные дистрибьюторы — импортеры иностранных брендов. Сначала в их роли были американские, европейские, корейские, японские компании, сейчас такими стали китайские. Но традиции рынка сохранились. С другой стороны, абсолютно бесправные автомобильные дилеры, которых можно в любой момент вычеркнуть из списка дилеров, расторгнув с ними контракт, можно в любой момент в этот контракт вносить изменения. В общем, по праву сильного все автомобильные дистрибьюторы все 30 лет жизни нашего автодилерского рынка этим пользовались, и таким образом сложилось такое неравномерное распределение, что называется, прав и обязанностей, и дилеры, по сути, всегда были в этой цепочке самыми бесправными. Можно привести в качестве примера США, где автодилерские контракты вообще бессрочные. А у многих российских дилеров контракты вообще на один год. И каждый год они испытывают стресс при продлении этого контракта, потому что в любой момент импортер его может не продлить, и, в общем, ему по договору за это ничего не будет».
Но китайские производители оказались еще жестче. Их интересует только своя выгода, и они практически не ведут переговоров, а только требуют. Один из примеров приводит независимый эксперт Максим Андреев:
Максим Андреев независимый эксперт «У китайцев жесткая политика по выкупу с их прихода. В свое время я занимался разработкой бизнес-плана по открытию ряда китайских дилеров, это были Skywell, Changan, Chery, Hiphi. По сути, везде, где мы доходили до момента выкупа автомобилей и условий сотрудничества, везде стоял вопрос об инвестициях безумного количества миллионов рублей, о затаривании склада порядка 100 машинами. При том что бренды явно у нас на тот момент времени были не сильно популярны, и диктовать дилерам сразу затаривание склада больше 50 единицами машин — это было негуманно».
И по словам исполнительного директора РоАД Игоря Чикина, рынку от регулятора нужны не
Игорь Чикин исполнительный директор РоАД «Дилеров волнует односторонний кабальный характер дилерских договоров, по которым на дилеров возлагается масса ответственности и масса обязательств. Производитель при этом никакой ответственности не несет и не несет никаких обязательств. Мы не рассчитываем на какие-то разбирательства, мы рассчитываем на целенаправленную, постоянную работу и взаимодействие с антимонопольным органом для регулирования данных правоотношений».
Вопрос, кто защитит еще более уязвимую часть этой цепочки — покупателей, которые часто жалуются на то, что кабальные условия по допам, кредитам и страховкам им навязывают дилеры.