ФАС раскрыла ценовой сговор продавцов беспроводных наушников на маркетплейсах
Предприниматели в общем чате в одном из мессенджеров договаривались о синхронном поднятии цен, а также выкупали товар отказавшихся присоединиться к ним других продавцов и не забирали его из пунктов выдачи, а также занижали рейтинг негативными отзывами
Читать на полной версииФАС выявила картель продавцов беспроводных наушников на маркетплейсах. Как говорится в сообщении службы, предприниматели с октября 2023 года по февраль 2024-го с помощью общего чата в мессенджере договаривались и синхронно поднимали цены, и обсуждали, как наказывать тех предпринимателей, которые отказались от «сотрудничества». Участники картеля выкупали товар добросовестных предпринимателей, отказавшихся к ним присоединиться, оформляли доставку в пункты выдачи в удаленных регионах и странах, а потом просто не забирали товар. Также они искусственно занижали рейтинг конкурентов при помощи негативных отзывов.
Михаил столкнулся с такой ситуацией в разделе бытовая электроника, но в другой категории товаров. Там тоже существует определенная монополия сильных игроков. И как только у него начались продажи и появились хорошие отзывы, конкуренты вступили в игру:
— У нас есть закрытый чат, в котором мы тоже обсуждаем, иногда даже друг другу помогаем в таких ситуациях, чтобы выявлять таких продавцов, соответственно, как-то с ними бороться. Как правило, обращаться в официальные органы нет возможности, потому что это практически недоказуемо. Во-первых, у всех разная стоимость товаров, стоимость закупки товаров, доставки — у всех все разное, цены у всех будут разные, и доказать что-то где-то в компетентном органе вряд ли получится, потому что нет точных цифр, чтобы аргументировать это. Ранее у маркетплейса Wildberries была возможность просматривать, сколько оставляются отзывов и кем, сейчас такой возможности у продавцов нет, и теперь очень тяжело что-либо доказывать. Единственное, мы можем по некоторым статистикам выявлять такие вещи, когда это делают специально, то есть накручивают отзывы, заказывают товары и не выкупают, это можно посмотреть и понять. Но какой конкретно продавец хочет, чтобы вы ушли, не понять. Такая вещь на ВБ присутствует.
— Только на «Wildberries у вас такая проблема?
— Да, на Ozon я такого не встречал, но там более детально подходят к стоимости товаров, то есть не так, как на Wildberries. Компания Ozon старается отслеживать минимальные, средние и высокие чеки, и при моменте, когда вы создаете карточку товара и выставляете ценник, она вам будет показывать, что ваша цена неcправедливая. Грубо говоря, они более-менее регулируют рынок. У Wildberries такого нет, то есть вы можете найти один и тот же товар по разным ценам, причем они будут отличаться кардинально.
— А на «Яндекс Маркете»?
— На «Яндекс Маркете» нет такой войны между продавцами, из-за того, что селлеров там меньше, чем на Wildberriesи Ozon, то такой жесткой конкуренции там нет, и продажи там совсем не те, чтобы бороться. Может быть, там что-то подобное присутствует, но я за год работы там не увидел.
Схема, которую выявила ФАС, очень хорошо работает именно на таких товарах, как бытовая электроника. Поскольку они очень хорошо структурированы с точки зрения поиска, считает гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:
— Поставщики договариваются про то, чтобы держать одинаковые цены и как-то манипулировать ценой, а у нас существует достаточно давно, более того, по многим товарам можно обнаружить, что цены на всех маркетплейсах на один и тот же товар одинаковые или очень похожие. В случае, если мы говорим про одежду или какие-то подобные товары для категории такой, невозможно, в категории электроники это наиболее популярное явление, которое может очень часто возникать.
— Там также указывалось, что таким образом договаривались о поднятии стоимости, насколько сильно можно поднять таким образом цену?
— Поднять таким образом цену можно до тех пор, пока люди покупают этот товар. Давайте упростим кейс, у нас есть какая-то конкретная очень популярная модель наушников, которая стоит 10 тысяч рублей на рынке, и поставщики могут договориться, чтобы продавать это за 15 тысяч рублей, если люди продолжают покупать этот товар при такой цене, если перестают покупать и переключаются на альтернативный товар, цена может снижаться на несколько тысяч рублей до достижения этого баланса.
Как долго ФАС будет рассматривать дело об организации картеля продавцами беспроводных наушников и что им грозит? Говорит управляющий партнер Alumni Partners Николай Вознесенский:
Николай Вознесенский управляющий партнер Alumni Partners «ФАС, возбудив дело о картели наушников, будет рассматривать его в срок от трех до девяти месяцев, это срок, установленный в законе. Факт возбуждения дела означает, что выявлены только признаки возможного картеля, сам факт его заключения будет либо установлен окончательно, либо опровергнут в ходе рассмотрения дела. Исходя из последней практики ФАС, прекращение такого рода дел маловероятно, скорее всего, оно закончится обвинительным решением. По результатам этого решения будет вынесено предписание о прекращении таких действий или о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. С точки зрения ответственности в виде штрафов, здесь принципиальное значение будет иметь то, признают ли потенциальные участники этого картеля такое нарушение. Если они в добровольном порядке признают нарушение и обратятся в ФАС, представив дополнительные, ранее неизвестные доказательства, то они могут быть освобождены от штрафов, если нет, то за такого рода правонарушения предусмотрены оборотные штрафы от 1% до 15% выручки за год, предшествующий обнаружению, то есть за прошлый, 2023 год. Судя по всему, под выручкой будет пониматься вся выручка от реализации подобного рода товаров на территории РФ тех лиц, которые в итоге будут обвинены в картели».
В мае ФАС предложила запустить государственную информационную систему «Антикартель». Система будет интегрирована с базами данных ведомств и юрлиц и в ежедневном режиме анализировать соглашения на предмет возможных нарушений.
По оценкам антимонопольной службы, картели на торгах составляют до 90% от всех возбуждаемых уголовных дел из-за сговоров.