Как новые налоговые изменения затронут бизнес?
Business FM составила справку по будущим налоговым изменениям, которые коснутся бизнеса. Для малого бизнеса в основном все останется по-прежнему, правительство намерено стимулировать налогами инновационные компании и участников обрабатывающих отраслей, а также предлагает амнистию компаниям, отказавшимся от дробления бизнеса
Читать на полной версииОбновлено в 10:50
Минфин внес в правительство пакет поправок по совершенствованию налоговой системы. Они затронут как граждан, так и бизнес. Налог на прибыль будет повышен с 20% до 25%. Для некоторых предприятий налоговая нагрузка повысится. Малый бизнес в основном будет платить налоги по тем же ставкам, что и сейчас. При этом правительство вводит налоговые стимулы для инновационного бизнеса и компаний из обрабатывающих отраслей.
Для развития малого и среднего бизнеса расширяется использование упрощенной системы налогообложения (УСН), когда компания или индивидуальный предприниматель платит только один налог. Предлагается увеличить порог применения УСН по доходам до 450 миллионов рублей в год вместо действующего лимита в 251,4 миллиона рублей. При этом бизнес с оборотом свыше 60 миллионов рублей должен будет также уплачивать НДС по одной из двух схем: либо полную ставку в размере 20% с сохранением всех налоговых вычетов, либо сокращенную ставку НДС в 5% или 7% в зависимости от оборота, но без права на вычеты.
При этом 96,8% предпринимателей, выбравших УСН, имеют выручку меньше 60 миллионов рублей, их эти изменения никак не затронут. У остальных 3,2%, которые используют упрощенку, вместе с обязанностью уплаты НДС появится возможность масштабировать бизнес и заключать госконтракты.
Налоговая нагрузка на «упрощенцев» существенно ниже, чем у тех, кто не использует этот налоговый режим. Это привело к появлению схем дробления бизнеса, когда предприятия одного и того же владельца, работающие на одном и том же рынке, оформляются как отдельные юрлица и переводятся на УСН. Для бизнеса, который готов отказаться от схем дробления, будет предусмотрена амнистия. Если предприниматель добровольно откажется от дробления с 2025 года, то неуплаченные налоги, пени и штрафы за 2022-2024 годы в связи с применением таких схем взыскиваться не будут. Глубина налоговых расследований — три года, то есть тем, кто использовал дробление до 2022 года, но потом отказался, беспокоиться не о чем.
Будет снижена нагрузка на труд для компаний малого и среднего бизнеса в обрабатывающих секторах. Для них предлагается снизить тарифы страховых взносов с 15% до 7,6% по выплатам в пользу физлиц свыше МРОТ.
Налог на прибыль будет повышен с 20% до 25%, что позволит с 1 января следующего года отказаться от использования оборотных сборов, таких как экспортные пошлины, привязанные к курсу доллара. Для поддержки инноваций расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы будут учитываться с коэффициентом 2 при расчете налога на прибыль. То есть чем больше расходов на инновации, тем меньше налог на прибыль.
Изменится налогообложение производителей минеральных удобрений и железной руды. Для них повысят уровень нагрузки до минимально сопоставимых с другими рентными отраслями.
При этом инвесторы будут защищены от изменения законодательства. Если инвестор приходил в те или иные проекты под определенные условия, то для него эти условия сохраняются, включая, например, налоговые льготы по НДС. Это также относится к инвесторам в особых экономических зонах, на территориях опережающего развития и так далее.
Предполагается, что налоговые изменения вступят в силу 1 января следующего года.
Комментирует доктор экономических наук Александр Сафонов:
— Увеличение налога на прибыль не влияет в той степени, в какой влияют другие, например акцизные, налоги на цену товара и инфляцию, но, с другой стороны, позволяют больше собирать доходов в казну федеральную и региональные. И с учетом того, что в последнее время субъекты РФ прикладывают значительные усилия для того, чтобы развивать промышленность, этот увеличенный налог станет в большей степени способствовать созданию бездефицитных бюджетов в регионах. Важен и такой аспект, как льготы, которые Минфин предлагает тем компаниям, которые находятся на передовой технологического прогресса. В условиях необходимости суверенизации экономики именно инновационные направления, которые обеспечивают развитие новых идей и имплементацию в промышленность, особенно обрабатывающую, становятся базовыми для нас, чтобы мы смогли успешно заниматься импортозамещением. Совокупное влияние налоговых изменений можно рассматривать как позитивное, то есть нет именно суперфискальной нагрузки, которую можно было бы ожидать, и самое главное, что бы я отметил, что она сбалансированная. Потому что Минфин прекрасно понимает, что, если бы его предложения были бы слишком суровые для бизнеса, можно было бы иметь отрицательные экономические последствия.
— Что касается НИОКР и обрабатывающей промышленности, для которых льготы предусмотрены, не получится ли так, что все будут менять ОКВЭД, чтобы получить эти коды?
— Налоговая служба научилась контролировать различные диспозитивные ходы со стороны бизнеса. Да, бизнес пытается за счет изменения налоговой прописки или ОКВЭД сократить налоговую нагрузку, но налоговая служба сейчас в состоянии отслеживать обороты компаний, включая структуру их дохода, исходя из предыдущих сведений, которые собирались, в том числе хорошо собираемый НДС. Поэтому любые изменения в этой части с точки зрения сокращения объемов со стороны компаний тут же вызовут интерес налоговой службы, она придет с камеральной проверкой. Поэтому в данном случае те компании, которые пытаются это сделать, безусловно, такие первопроходцы появятся, столкнутся с жесткими проверками со стороны налоговой службы.
Как следует из документов Минфина, он оценивает объем дополнительных доходов бюджета от предложенных налоговых изменений в 2,6 трлн рублей в 2025 году. Это примерно 8% всех доходов бюджета. Наибольший фискальный эффект дадут:
повышение налога на прибыль до 25% — это дополнительные 1,6 трлн рублей, и расширение прогрессии НДФЛ — больше 500 млрд рублей.