Обновлено в 22:00

Громкие высказывания Реджепа Тайипа Эрдогана, которые сложно не назвать началом кампании по новой конституционной реформе в Турции, прозвучали во время выступления турецкого президента по случаю годовщины военного переворота, который произошел в стране в 1960 году. Если отложить в сторону риторические изыски в речи турецкого лидера, суть можно передать так: основы действующей конституции были заложены путчистами в 1980-х годах, она навязана народу элитами и не отражает интересы турецкой демократии, поэтому проведение конституционной реформы — это «национальный долг» парламента.

Упоминание Эрдогана о военном перевороте неслучайно. Законы страны и в целом турецкая политическая культура подразумевают особую роль армии, руководители которой не стесняются этим пользоваться. За последние 65 лет военные дважды осуществляли перевороты в Турции, дважды ставили ультиматумы правительству и шесть раз совершали путчи, которые властям удавалось подавить. По умолчанию считается, что войска должны защищать кемалистский дух конституции и секулярный строй. Какими идеями генералы руководствуются в действительности, неизвестно.

Но в качестве иллюстрации термин deep state, или «глубокое государство», теперь известный по всему миру, появился именно как калька турецкого словосочетания derin devlet. Продолжает журналист из Турции Абдурахман Камбуроглу:

Абдуррахман Камбуроглу турецкий журналист «Действующая конституция Турции была написана в те годы, когда в Турции были перевороты, это в основном 1960-й, 1970-й, и итог — это 1980-й, то есть данная конституция действует с 1980 года, в ней очень много моментов, которые отдаляют Турцию от демократии, потому что есть пробелы, которые какое-то время давали права или же оставались открытыми, законы, которыми могли воспользоваться военные и вновь устроить переворот».

Какой именно должна быть новая конституция Турции, чтобы стать лучше прежней, турецкий президент пока не уточнил. За 64 года действующий документ подвергали изменениям 19 раз, в том числе несколько раз при самом Эрдогане. Ключевыми стали поправки 2017 года, когда по результатам референдума Турция превратилась в президентскую республику, что позволило президенту объединить под собой роли главы государства и главы правительства.

Для самого Эрдогана это уже третий президентский срок, а если считать с момента последнего конституционного референдума — второй, то есть последний. В теории, как указывает Rudaw со ссылкой на экс-главу Минюста Турции, действующий основной закон допускает сценарий, при котором Эрдоган может быть вновь переизбран. Согласно 116-й статье турецкой конституции, если две трети парламента проголосуют за «повторные выборы» до окончания полномочий главы государства и тот их выиграет, второй пятилетний срок Эрдогана начнет отсчитываться заново. При этом весной Эрдоган назвал мартовский цикл местных выборов в Турции, на которых некоторый перевес получила оппозиция, своими «последними выборами».

О подоплеках новой реформы рассуждает политолог Ильгар Велизаде:

Ильгар Велизаде политолог «Многочисленные поправки в конституцию скорее усугубляли положение, нежели делали этот документ отражающим современное состояние политической системы Турции. Что интересно, парадоксально, имеются большие вопросы к конституции и со стороны оппозиции. Правда, они другого свойства. Эрдоган уже провел консультации с лидерами оппозиции и решил создать политический консенсус вокруг этой темы, и это тоже неслучайно, потому что конституционного большинства в парламенте у него нет. Почему Эрдогану нужно в этот период сменить конституцию? Это его идея-фикс. Дело в том, что так или иначе мы можем предполагать, что это последняя каденция Эрдогана, поэтому он не хотел бы оставить этот вопрос на усмотрение следующего руководства Турции. Наверное, здесь еще имиджевое желание Эрдогана создать основной закон, который был бы связан с его именем».

Тотальную замену конституции правящая «Партия справедливости и развития» предлагала в 2007 году, но проект закона был отложен на доработку после критики со стороны оппозиции. Для утверждения конституционной реформы Эрдогану понадобится поддержка большей доли парламента, чем сейчас контролирует его коалиция. Сегодня президента поддерживают 323 из 600 депутатов, 360 голосов позволят вынести поправки на референдум, а 400 — утвердить конституцию без проведения плебисцита.