«Тинькофф» и ОПИ: россияне ежегодно теряют 78 млрд рублей из-за незнания, как оспорить покупки в магазинах
В основном необходимость возврата денег возникает в связи с покупкой товара или услуги, при этом только 16% россиян знают о возможности оспаривания операций через банки
Читать на полной версииАналитический проект Tinkoff Data и общественная организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» провели исследование, в рамках которого выявили, как россияне оспаривают неудачные покупки и какие суммы теряют из-за незнания закона о защите прав потребителей.
«В среднем за год жители России недополучают 78 млрд рублей за некачественные покупки и другие платежные операции. Только 16% россиян знают о возможности оспаривания операций через банки. Более 50% опрошенных сталкивались в своей жизни с ситуациями, в которых нужно оспорить покупку или перевод, 24% из них — за последний год. В основном необходимость возврата денег возникала в связи с покупкой товара или услуги. 21% опрошенных никогда не пытались вернуть свои деньги. Из тех, кто пытался вернуть деньги за покупки, почти 80% опрошенных ответили, что у них был опыт успешного возврата», — отмечается в результатах исследования.
Среди клиентов «Тинькофф», оспаривавших платежные операции, в 2023 году 90% обратившихся вернули деньги за неудачные покупки и другие операции, рассказали в компании. Средний чек возврата такой операции составил 10,5 тысячи рублей.
«Различные нарушения, которые имеют место на потребительском рынке, ежегодно приводят к десяткам и сотням тысяч судебных разбирательств и жалоб в уполномоченные органы. И это только официально зарегистрированные цифры. Одновременно развиваются недобросовестные и мошеннические практики, связанные с выманиванием у граждан денежных средств под различными предлогами. Стоит помнить, что в некоторых случаях, когда цена вопроса небольшая или потребитель не располагает временем и средствами для погружения в проблему и привлечения квалифицированной юридической помощи, он предпочитает смириться с потерей и оставить все как есть», — подчеркнул председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.
С необходимостью оспорить покупку, согласно материалам исследования, сталкивался каждый второй взрослый житель России. Чтобы вернуть деньги за неудачную покупку, люди в основном обращаются к продавцу, при отмене перевода — в банк.
«В категории «отмена покупки» респонденты чаще всего хотят вернуть деньги за оформленные без их ведома подписки — 38%, оплату товара в офлайн-точках, например магазинах или кафе. Причины возврата разные. Например, товар оказался бракованным, продавец не оказал услугу или на кассе не прошла оплата, а деньги списались. На третьем месте по частоте обращений — онлайн-покупки — 14%», — подчеркивается в тексте.
Также отмечается, что более половины опрошенных готовы обращаться в банк или к продавцу, чтобы вернуть сумму до 5 тысяч рублей за покупки. Треть признались, что могут оформить претензию, даже если речь идет о сумме 500 рублей и меньше. При этом в полицию большинство респондентов готовы писать заявление, если нужно вернуть от тысячи до 10 тысяч рублей.