Евросоюз намерен запретить экспорт в Белоруссию люксовых автомобилей и предметов роскоши. Таким образом он хочет закрыть лазейку в ограничениях против России, так как Белоруссия остается одним из основных хабов для таких поставок, пишет Financial Times.

Под запрет попадет экспорт в Белоруссию и транзит через ее территорию сжиженного природного газа, технологий и товаров, имеющих военное назначение. Наконец, ЕС хочет прекратить импорт алмазов из Белоруссии, аналогично с недавним запретом на ввоз драгоценных камней из России.

Больше всего внимание уделяется именно люксовым авто. Пока действующие правила ЕС позволяют европейским производителям продавать машины класса «люкс» в Белоруссию, но не в Россию. О том, какую долю занимала Белоруссия в поставках премиальных авто в Россию, и не начнет ли ЕС после Белоруссии вводить ограничения против Киргизии, Казахстана и других стран, говорит замдиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков:

— Довольно много автомобилей проходило через Белоруссию и проходит, но это не единственный путь, который существует. Я думаю, что где-то 25% общего количества ввозимых автомобилей проходило через этот канал.

— А где гарантия, что после Белоруссии ЕС не примется за другие страны, через которые в Россию поступали автомобили, — Казахстан, Киргизию?

— Я думаю, что дальше не пойдет, потому что уже и так там далеко зашло, основные санкции находятся на стороне Европы, и там они находят пути останавливать экспорт автомобилей из Европы, то есть неважно, в какую страну, Белоруссия или другая. Здесь, наверное, больше направлено против Белоруссии. И через страны Единого таможенного союза, я думаю, что будут заходить автомобили. Только экономия была не столько в том, что мы покупали напрямую из Европы, сколько были льготные таможенные условия в странах ЕАЭС. Поэтому там была экономия. А сейчас этой экономии нет, но это не означает, что машины не будут приезжать, они просто будут напрямую заезжать в Россию из этих стран, и уплачиваться таможенные платежи в соответствии с нашим законодательством.

Как отмечает Financial Times, за два года поток машин и запчастей из Европы в Белоруссию вырос в пять раз, с 50 млн долларов до 268 млн. На экспорте самых дорогих автомобилей был сделан главный акцент. Например, указывает издание, в прошлом году не менее 28 автомобилей Maybach поступили в Россию через белорусских посредников. Средняя цена этих машин достигала 217 тысяч долларов — около 20 млн рублей.

По словам литовского премьера Ингриды Шимоните, различия в режимах санкций против России и Белоруссии оставили «очень явные пробелы». И ЕС пора их закрыть.

Россия с 1 апреля ввела новые правила в работе таможни, по которой разница при покупке машин в странах ЕАЭС теперь должна закладываться в утильсбор при пересечении границы. Таким образом, пропал весь смысл покупки более дешевых машин в странах ЕАЭС. И ручеек авто постепенно иссякает, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:

— Через Белоруссию мы ввозили довольно много автомобилей, но не мы ввозили, этим занимаются исключительно частные компании, и пользовались тем, что в Белоруссию можно поставить автомобиль на льготников. Все это происходило по кривой схеме, и ввоз, как правило, не новых автомобилей, а в разной степени б/у. В последнее время, на мой взгляд, этот поток поутих, у нас уже эта тенденция наблюдается, в первую очередь в связи с Киргизией. Я думаю, что и белорусское направление, если не будет принято принципиальных стратегических решений, тоже будет подкручиваться. В марте альтернативный ввоз новых автомобилей составлял 15%, в апреле уже 11%. Я думаю, что к маю будет еще меньше, и постепенно этот ручеек будет усыхать. Он не исчезнет совсем, некая альтернатива останется, но в меньших объемах. А то, что ЕС будет пытаться любыми способами, если не ограничивать, то контролировать ситуацию, то он и сейчас уже контролирует. Просто у них не получается или не всегда получается ограничить фактические поставки в Россию автомобилей — это да, потому что машины поставляются, как правило, они же могут везтись и не через Белоруссию, например, через Армению. А отменить все и перекрыть полностью все невозможно.

— Откуда мы будем завозить люксовые и не только люксовые автомобили, какие пока есть каналы?

— Ввозить их будут также. Другое дело, что машины относительно недорогие ввозить становится уже бессмысленно. А машины дорогие как завозились, так и будут завозиться. Те люди, которые готовы платить эти все безумные расходы, они будут платить. То есть в известной степени пострадает средний сегмент.

За 2022 год количество автомобилей дороже 10 млн рублей в России выросло на 22%, до 20 тысяч штук. Это подсчеты FinExpertiza на основе данных ФНС. В 2023 году спрос на премиум-авто сохранился.