Несколько выводов, к которым пришли эксперты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), исследуя экономические настроения граждан России, особенно важны для игроков рынка недвижимости. Сегодня в российском обществе сложились весьма пессимистичные настроения относительно возможности легко найти работу с желаемой зарплатой.

Только треть участников опроса ВЦИОМ (31%) считают, что сделать это скорее легко, большинство (58%) испытывают сомнения в возможности устроиться на хорошо оплачиваемую должность. И единого мнения относительно изменения уровня зарплат в последние годы в обществе нет: что хорошо, реже всего звучат заявления о снижении этого уровня (16%), однако россияне в равной степени отмечают как рост зарплат у большинства наших сограждан (37%), так и отсутствие каких-либо изменений (38%).

Один из индикаторов экономической ситуации — готовность населения к крупным покупкам, в частности к приобретению квартиры, дома или земельного участка. Решение о крупной покупке, как правило, основывается на потребительском оптимизме, уверенности в собственном материальном положении и общем оптимистичном восприятии текущей экономической ситуации.

Как показал майский замер ВЦИОМ, индекс потребительского доверия достиг десятилетнего максимума — 44 пунктов (в 2014 году он составлял 52 пункта, после чего колебался в разные годы в диапазоне 27-42 пункта). Для справки: этот индекс показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок, и строится на основе вопроса: «Как вы думаете, сейчас — хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?». Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» — 0,1, «Затрудняюсь ответить» — 0,5. Индекс может колебаться в диапазоне от 10 до 90 пунктов, и чем выше его значение, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для крупных приобретений.

И все же только треть россиян (31%) считают, что сейчас хорошее время для совершения крупных покупок, а 46% респондентов придерживаются обратного мнения. Наибольший потребительский оптимизм сегодня демонстрируют зумеры (41% vs 31% среди всех россиян). «Это можно объяснить как меньшим количеством финансовых обязательств (в этой группе, как правило, еще нет семьи, ипотеки, кредитов), так и отсутствием «потребительской памяти». В отличие от старших поколений, молодежь не застала периоды серьезных экономических кризисов, что не сформировало у нее устойчивого «посткризисного пессимизма», — поясняют эксперты ВЦИОМ.

Главный фактор готовности к крупным покупкам — конечно же, изначальный уровень финансового благополучия. Каждый второй в группе с хорошим материальным положением считает настоящее время хорошим и для серьезных приобретений, а в низкодоходной аудитории этот показатель ниже более чем в три раза (51% и 15% соответственно).

Еще одна ключевая для недвижимого рынка тема — активность населения в сфере кредитования, которая служит показателем уверенности в перспективах личного материального положения, потребительского оптимизма, а также доверия к финансовой системе страны и экономике в целом. Больше половины россиян (66%) не уверены, что сегодня хорошее время для оформления кредита. Иначе считают 12%, это меньше в сравнении с прошлым годом на 4 процентных пункта.

Индекс кредитного доверия (который показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования, и рассчитывается по схожей с индексом потребительского доверия схеме) в мае составил 28 пунктов, годом ранее он был чуть выше — 31 пункт, последний раз до 40 пунктов отметка доходила в 2014 году. В целом текущие данные указывают на преобладание осторожности среди россиян в отношении кредитования, подчеркивают аналитики.

Причем кредитный оптимизм остается достаточно сдержанным в том числе и у россиян с хорошим материальным положением — 22% (vs 12% среди всех россиян и 5% в группе с плохим материальным положением). Наибольший скепсис демонстрируют граждане с низким уровнем доходов — 79% (vs 66% среди всех россиян и 51% в группе «богатых»), а среди возрастных групп — миллениалы (73-79%), которые, вероятно, несколько чаще сталкиваются с потребностью в кредитовании (в том числе в ипотеке) вследствие особенностей своего жизненного периода, связанного с созданием семьи, приобретением жилья и автомобиля, рождением детей.

«Есть несколько возможных причин, почему индексы потребительского доверия и кредитного доверия демонстрируют разнонаправленную динамику в последний год: рост доходов населения, но неготовность при этом брать долговые обязательства, изменение кредитной политики банков (рост процентной ставки), влияние инфляции и другие. В целом на представленные индексы влияют разные факторы. Рост потребительского оптимизма может быть связан с текущей стабилизацией экономики, а осторожность в кредитовании объясняется рисками и недоверием к будущей ситуации с финансовой системой», — считают эксперты ВЦИОМ.