Российская промышленность осваивает искусственный интеллект. Как заявил премьер-министр Михаил Мишустин, в технологиях на основе ИИ заинтересованы многие отечественные предприятия.

Заявления Михаила Мишустина о промышленном интеллекте прозвучали на пленарной сессии конференции «Цифровая индустрия промышленной России» во вторник, 21 мая. Как сообщил премьер, использовать передовые разработки, в том числе на основе ИИ и больших данных, хотят многие российские предприятия и «они их ждут».

Насколько стремительно «умнеет» отечественная промышленность? Рассказывает гендиректор завода по производству конвейерного оборудования «Траяна» Екатерина Прахова:

— Я считаю, что искусственный интеллект — это достаточно полезная вещь. Мы бы с удовольствием использовали либо руки роботов, либо полноценных роботов, которые могли бы собирать наш конвейер, либо делать сварку, либо, возможно, чтобы просто поставить, чтобы заменить оператора, который писал бы только программы, но при этом робот бы нажимал на кнопки или загружал программу, снимал бы лист со станка или, наоборот, этот лист загружал. Если говорить про замену искусственным интеллектом конструкторов, к примеру, то, конечно, я не думаю, что с этим может что-то получиться, а если говорить про АСУТП (автоматизированная система управления технологическим процессом), то есть это разработка автоматики, то если доработать этот искусственный интеллект, то им вполне возможно заменить все эти написания программ. Я думаю, что искусственный интеллект это все сможет сделать самостоятельно.

— Вы чем-то уже пользуетесь или нет?

— Пока мы ничем не пользуемся, максимум, чем мы пользуемся, это созданием текстов искусственным интеллектом для продвижения рекламы.

Комментарий можно назвать эталонным. Многие собеседники Business FM осознают перспективность внедрения ИИ и ждут, как и сказал Мишустин, такой возможности. Но едва ли будет преувеличением сказать, что для большинства компаний практическое применение нейротехнологий пока ограничивается максимум генерацией текста или картинок в отделе маркетинга. Продолжает гендиректор Кореновского молочно-консервного комбината Игорь Московцев:

Игорь Московцев гендиректор Кореновского молочно-консервного комбината «Это следующая стадия автоматизации, мы это все понимаем, то есть замена где-то ручного, может быть, не совсем ручного операторского труда на какие-то новые решения. Пока, мне кажется, эта тема новая, мы с ней только знакомимся и пытаемся понять, к чему это можно использовать и применить. Ну, можно давать уже какие-то задачи, например дизайнерские решения, что-то рисовать, — этим уже начинаем пользоваться, а вот более глубокое, скажем, промышленное применение, здесь надо подумать. Мы всегда шагаем в ногу со временем и стараемся наши системы, это и управление устройствами, роботизация, автоматизация, механизация и учетные системы, держать в актуальном состоянии, в самом современном, и, более того, заниматься их развитием. Нам здесь надо больше знаний, наверное, в этом предмете, именно в промышленном применении, поэтому как перспектива, уверен, что, наверное, да».

При этом нельзя сказать, что примеры успешного применения российскими компаниями решений на основе ИИ отсутствуют или даже что их в России мало. Один из таких примеров описывает замгендиректора компании «Эвокарго» Василий Жуков:

Василий Жуков замгендиректора компании «Эвокарго» «Мы в «Эвокарго» провели уже более 30 коммерческих внедрений по всей России, от Москвы до Ямало-Ненецкого автономного округа, и наши автономные грузовики уже сегодня приносят реальную пользу заказчикам, это уже реальность. В наших электрогрузовиках искусственный интеллект является неотъемлемой частью, в частности в модуле восприятия, прогнозирования динамических объектов, управления транспортным средством. И благодаря заложенным алгоритмам и использованным нейросетевым подходам роботизированный транспорт успешно определяет и тип объекта в среде эксплуатации, будь то человек, другое транспортное средство, животное, и самостоятельно выбирает, например, безопасные маршруты объездов препятствий либо выполняет маневры парковки движения задним ходом. В частности, на складских комплексах компании Wildberries работает более 15 наших грузовиков, и эти машины, как раз используя искусственный интеллект, самостоятельно принимают абсолютно все решения по построению маршрутов, по объезду каких-либо препятствий, других транспортных средств на объекте, самостоятельно выполняются все транспортные задачи».

Поскольку ИИ — это достаточно молодое направление технологии, отнюдь не все решения уже добрались до рынка. Либо под какой-то промышленный шуруп еще не выпущена подходящая нейроотвертка, либо в совете директоров шурупа просто еще не узнали о ее существовании.

Другие примеры применения ИИ популяризирует главный архитектор систем искусственного интеллекта исследовательского центра ИИ по направлению «Транспорт и логистика» НИЯУ МИФИ Роман Душкин:

Роман Душкин главный архитектор систем искусственного интеллекта исследовательского центра ИИ по направлению «Транспорт и логистика» НИЯУ МИФИ «Интеллектуальные транспортные системы — это то, что внедряется у нас повсеместно, по всей территории страны, и в них как раз используется большое количество методов искусственного интеллекта, в том числе адаптивное управление транспортными потоками, интеллектуализация управления дорожным движением, когда у нас берется транспортная модель, делается прогноз о том, что будет, потом прогноз сравнивается с фактом того, что произошло, на основании этого рекалибруется сама транспортная модель и перенастраиваются методы управления дорожным движением. И вот эта адаптивность системы управления дорожным движением как раз и показывает ту самую интеллектуальность. Это все уже внедрено на улицах городов. Например, если брать область безопасности, всякое видеонаблюдение, распознавание инцидентов на дорогах и не только на дорогах, это тоже все российские решения, интеллектуальная видеоаналитика, это все внедряется повсеместно. И многие российские компании как раз делают решения в области интеллектуальной видеоаналитики, которые находятся и занимают первые места в мировых рейтингах, так что все идет, все постепенно движется».

Правительство намерено ускорить адаптацию предприятиями перспективных технологий, в том числе на основе ИИ. Как сообщил Мишустин, бизнесу будут компенсировать до половины затрат на внедрение так называемого тяжелого ПО для промышленности.