Картины Виктора Васнецова знает любой школьник, хотя бы раз бывавший в главном корпусе Третьяковки в Лаврушинском переулке или в Русском музее в Петербурге. «Богатыри», «Иван-царевич на Сером Волке», «Витязь на распутье» все тут. Без них экспозиция была бы неполной. Отдельное внимание уделили эскизам Владимирского собора в Киеве, росписи которого Виктор Михайлович посвятил десять лет жизни.

А вот его брат и внук известны меньше. Аполлинарий Михайлович был самоучкой — не получил фундаментального образования. Увлекался философией, писал рассказы. Много времени проводил со старшим братом в Абрамцеве. Но был мягче характером. В основном его работы — это историческая живопись и пейзажи. Была ли между братьями конкуренция? Отвечает Ольга Атрощенко, куратор «Васнецовых», которая занималась в том числе громкими выставками Серова и Куинджи:

Ольга Атрощенко куратор выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» «Мне кажется, что конкуренции вообще не было в прошлом веке, когда любить было проще, чем ненавидеть. Нам сейчас проще ненавидеть. Люди сейчас находятся в состоянии совершенно непонятной озлобленности. В том веке — мы просто не можем понять — было все иначе. Посмотрите, что такое Абрамцевский кружок, там были абсолютно разные художники, но никто друг другу не завидовал. То, что я вижу в письмах, в воспоминаниях, никаких подобных чувств не возникало. Конечно, может быть, они где-то и роились в головах, но человек той эпохи мог эти страсти погасить. Между братьями было недопонимание, потому что, допустим, когда Аполлинарий Васнецов увлекся народничеством и бросил художество, сдал экзамены на народного учителя и уехал преподавать в далекое село Быстрица, его хватило на полтора года. Он понял, что это не дело, что он таким образом народ не спасет. А Виктор Михайлович утверждал, что надо любить людей и народ (крестьянина, тогда подразумевалось) не по-народнически, а всей душой и всем сердцем, так, как полюбил Васнецов. То, что он выразил в своем искусстве, в этом заключалась любовь. Когда Аполлинарий Васнецов получал свой урок, он возвращался к своему брату, и тот, как блудного сына, принимал его вновь».

Картины Виктора и Аполлинария соседствуют на одном этаже. А вот работы внука Виктора Михайловича, Андрея, художника-монументалиста, который работал в XX веке, разместили отдельно. Если у его деда и его брата на полотнах преобладают яркие краски, эмоции, то у Андрея Владимировича — цветовая аскеза, интерес к бытовым сюжетам. Много портретов, натюрморты, виды из окна.

Соединить трех художников из одной династии было непростой задачей. Долго искали прием, который бы позволил одновременно подчеркнуть индивидуальность каждого. Решили создать некую аллюзию на старую Москву, на белокаменный город XVII века — в него вписали творчество Виктора и Аполлинария. А вот картины Андрея Васнецова — на фоне серых глыб, будто бы бетонных. Почему? Объясняет один из архитекторов выставки Александра Шейнер:

Александра Шейнер архитектор выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» «Было важно подчеркнуть богатство цвета, которое есть и у Андрея. Довольно часто встречается мнение, будто бы его живопись в основном черно-белая и имеет в основном серую гамму. Отнюдь. И мне кажется, на выставке благодаря этому фону грубого бетона удалось подчеркнуть, что зритель видит и пастельные, и фиолетовые, и лазурные, легкие сиреневые оттенки, все они появились, заиграли. Мне кажется, что зритель, смотря старших Васнецовых и спускаясь вниз, несмотря на то что архитектура выставки, как и эпоха, сменилась, чувствует мастерство схватить саму сущность эпохи и вложить и передать ее через живопись».

Выставку заведомо называют одним из самых громких проектов Третьяковки в этом году. Но, видимо, из-за хорошей погоды в ближайшие выходные билетов еще много.