Срок службы лифтов продлят с 25 до 30 лет
Об этом заявил глава «Дом.РФ» Виталий Мутко. 1 января 2025 года срок эксплуатации 70 тысяч лифтов превысит 25 лет. Его продлят. Мутко отметил, что проблему износа оборудования этим не решить, нужны иные методы. Почему старые лифты заменить не удастся и насколько опасно использовать отработанное оборудование?
Читать на полной версииОбновлено 23 мая в 02:30
Срок службы 70 тысяч устаревших лифтов в России продлевают на пять лет. Об этом сообщил глава компании «Дом. РФ» Виталий Мутко на правительственном часе в Госдуме.
Формально речь идет не о том, чтобы продлить срок замены лифтов, а о том, чтобы поменять технический регламент, рассказали эксперты. Менять лифт нужно через 25 лет, теперь этот срок увеличится. То есть лифты в совсем непригодном состоянии все равно должны обновить. Но для этого нужно их проверять, и не все регионы уделяют этому пристальное внимание.
После того как из России ушли иностранные производители и поставщики, полностью заменить отработанные лифты стало намного сложнее. И, разумеется, дороже. Продолжает директор некоммерческого партнерства «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая:
— У нас лифты поставлялись разной модификации. При капитальном ремонте не все российские производители могли заменить те лифты, которые сейчас имеются, комплектующие, конечно, они могут произвести. Сейчас эти лифты не всегда возможно поменять. Отремонтировать, наверное, можно, а вот смена лифта, как у нас обычно происходило, — нет, отсюда в том числе и удорожание. Стран, которые изготавливают аналогичное оборудование, очень много. Нам требуется время для того, чтобы мы освоили иные рынки поставок.
— Получается, устаревшие лифты просто не на что менять?
— Я так не сказала, есть на что, дело в сроках и в цене. Действительно, цена выросла, отсюда не всегда возможно выполнить работы в срок и в том объеме, в котором они были ранее запланированы.
Производство лифтов в России растет. За январь — сентябрь 2023 года оно было на 28% больше, чем в 2022-м, писали «Ведомости». Вот только заводы загружены не полностью — не хватает средств капремонта.
По данным Минстроя, в стране работает больше 600 тысяч лифтов. В некоторых субъектах больше половины из них уже изношены. А на замену к следующему году должны были потратить 300 млрд рублей. Комментирует исполнительный директор Национального лифтового союза Петр Харламов:
— На замену лифтов требуются немалые средства. Собственники многоквартирных домов такие средства пока еще не собрали. Для того чтобы обновить лифтовый парк, лифтовое профессиональное сообщество просит правительство РФ софинансировать эту программу. Через пять лет ничего не изменится, потому что ежегодно примерно от 10 тысяч до 20 тысяч лифтов вырабатывают свой ресурс. А мы, к сожалению, сейчас меняем не более 20 тысяч лифтов по программам замены лифтов.
— А лифты, которые работают 25 лет и больше, с таким продленным сроком службы безопасны?
— Конечно же, нет. Когда лифту 25 лет — все, его необходимо или заменить, или модернизировать, но сейчас требования к лифтам таковы, что те лифты, которые выпущены 25 лет назад, фактически невозможно привести в соответствие тем требованиям, которые сегодня имеются.
По словам экспертов, некоторые лифты могут без проблем функционировать и даже спустя 25 лет работы. Зависит от дома и условий, где установлена техника. И при грамотном обслуживании менять весь лифт целиком, может, и не нужно, главное — вовремя заменить устаревшие детали. Но тут возникает другая проблема — для этого не хватает персонала, указывает профессор кафедры механизации, автоматизации и роботизации строительства НИУ МГСУ Михаил Степанов:
Михаил Степанов профессор кафедры механизации, автоматизации и роботизации строительства НИУ МГСУ «Если даже вдруг все решится, деньги появились, заводы все выполнили, кто будет монтировать? Если раньше в «Мослифте», когда была советская система, на одного электромеханика приходилось 25 обслуживаемых лифтов, то сейчас где-то около 100. Если раньше лифты были почти однотипные, они особо не отличались — что ЩЛЗ, что КМЗ, — сейчас на участке чуть ли не 20 разных компаний. Как механик будет знать все особенности этих лифтов? Отсюда, естественно, будет и аварийность, отсюда будет и некачественное обслуживание».
Аналитики отмечают, что пятилетняя отсрочка очень кстати и к 2030 году заменить лифты будет вполне реально. Но при условии, что появится дополнительная поддержка — в деньгах, технике и людях.