В первый день после гибели 63-летнего президента Ирана не ясна ни точная причина крушения вертолета с высшими чиновниками, ни точная расстановка сил на будущей политической арене Исламской республики. Пока западные СМИ и аналитики сходятся на том, что во внутренней политике изменений ждать не стоит. Эбрахим Раиси в своих полномочиях, если сильно упрощать, был схож с российским премьер-министром, и сейчас его кресло, что логично, занял вице-президент, 68-летний Мохаммад Мохбер. Исполняющим обязанности он пробудет до выборов, которые должны состояться в ближайшие 50 дней.

Мохбер — вице-президент Ирана с 2021 года и считается близким к духовному лидеру человеком. В октябре 2022 года Мохбер приезжал в Москву на второй Каспийский экономический форум. По данным источников Reuters, Тегеран тогда согласился «поставить Вооруженным силам России ракеты класса земля-земля и дополнительные беспилотники». Официального подтверждения ни со стороны Москвы, ни со стороны Тегерана по этому поводу не было.

Во внешней же политике Ирана могут быть разные сценарии — он может или укрепиться в своей конфронтации с США и их союзниками, или начать коррекцию этого многолетнего курса, пусть и связав ее с трагической гибелью одного из первых лиц, говорит политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов:

Станислав Тарасов политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа «Возникает вопрос, какие силы будут допущены к избирательному циклу и активизируются ли так называемые либералы, которые при всей своей антизападной риторике, при всех тех острых сюжетах, которые связаны с обострением на Ближнем Востоке, в общем-то, продолжали поддерживать закрытые контакты с Соединенными Штатами. Все это будет зависеть от того, к каким результатам придет правительственная комиссия по расследованию инцидента, если только все не будет спускаться на тормозах, а, собственно, сейчас по тональности иранских информационных агентств я чувствую, что, ну, собственно говоря, ничего не произошло, да, погода, да, ошибка экипажа, да, были технические какие-то погрешности и так далее, экипаж принял правильное решение, и борт потерпел аварию и так далее. Но если только комиссия придет к заключению, что был внешний фактор, то это принципиально может изменить ситуацию, а за этим просматривается контур борьбы между так называемыми либералами и консерваторами. Если только либералы получат доступ к избирательному циклу избирательной борьбы, то ситуация в Иране может тяготеть к определенным изменениям».

С гибелью президента Ирана начались сдвиги не только в действующей конфигурации властей, но и в вопросе преемников фактического главы государства, великого аятоллы, 85-летнего Али Хаменеи. Высшим руководителем республики он является уже 34 года, и последние годы главным кандидатом в преемники был именно Раиси. К слову, сам Хаменеи стал высшим руководителем, побывав президентом Ирана. Раиси должен был повторить этот путь — теперь же, как считает Politico, ключевой пост в стране в итоге займет старший сын Хаменеи Моджтаба. Ему 54 года.

Важно, что по конституции Ирана должность высшего руководителя, или рахбара, не наследуется. Первое лицо выбирает совет экспертов, а он может сына и не выбрать, поставив, например, того же Мохаммада Мохбера, говорит востоковед Руслан Сулейманов:

Руслан Сулейманов востоковед «Никто в Иране не может с точностью сказать, кто придет на место уже бывшего президента Раиси, но в любом случае очевидно, что это будет такая скорее техническая фигура, в Иране президент — не первое лицо, он является скорее исполнительным, он глава правительства, но не более того. Очевидно, что это будет кто-то из числа консерваторов, приближенных Раиси, первый вице-президент Мохаммад Мохбер, вполне возможно, будет выдвигаться в качестве кандидата. Есть версия, что преемником аятоллы Али Хаменеи станет Моджтаба Хаменеи, но там проблема в том, что сама идея Исламской республики заключалась и заключается в том, что она была направлена против шахского режима, где как раз таки был принцип наследования власти от отца к сыну, и в Иране сейчас мало кто желает, чтобы это повторялось».

Конспирологические версии о том, что гибель Раиси неслучайна и связана с вопросом о новом лидере Ирана, подкреплялись обстоятельствами трагедии. Все-таки туман и горы — не самые лучшие условия для пилотирования вертолета с первыми лицами на борту. С другой стороны, конспирология вряд ли пойдет далеко — официальный Тегеран никак не обозначил возможную причастность к трагедии США или Израиля, а иранские СМИ, в частности госагентство IRNA, говорят о версии технической неисправности в крушении вертолета как о приоритетной.

Иранские власти заявили, что гибель президента Эбрахима Раиси не повлечет за собой сбои в работе кабмина. Индия, Ирак и Сирия объявили национальный траур в связи с гибелью президента Ирана.