Каждый российский санкционный танкер, попавший под санкции США, теперь простаивает месяцами. Об этом пишет Bloomberg, ссылаясь на статистику отслеживания судов после октября 2023 года. 40 судов, попавших под ограничения американского Минфина, так или иначе прекратили перевозки.

Лишь один танкер — «СКФ Приморье» — выполняет рейс в Азию. Половина из 40 судов принадлежат ПАО «Совкомфлот». Восемь танкеров компании находятся у портов Владивосток и Находка, некоторые стоят там уже почти полгода. Еще один танкер пустым направился к Суэцкому каналу, другой ремонтируется в Китае.

Как признает Bloomberg, эти суда — лишь часть огромного теневого флота, которым Россия пользуется для транзита своей нефти. И размеры этого флота только растут, а точечные санкции против конкретных судов вряд ли влияют хоть на что-то, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Еще в прошлом году размер теневого флота, который перевозит российскую, иранскую и венесуэльскую нефть, то есть подсанкционную, оценивали примерно в тысячу танкеров. Сейчас встречаются оценки уже больше 1100 танкеров, что работают в этом «сером» сегменте рынка. На фоне того, что участники ОПЕК+ сокращают объемы производства и в Венесуэле тоже объемы производства упали по внутренним причинам, что опять вводят санкции против них, возвращают, то часть этих танкеров могут оказаться невостребованными. И тогда возникает вопрос, а какие конкретно танкеры целесообразно использовать для перевозки нефти? И те, что попали уже под санкции США, можно предположить, что их использование обходится дороже компаниям на их услуги, потому что там выше риски, страхование и обслуживание этого танкера, стоимость фрахта тоже возрастает, она выше, чем у других танкеров тоже из теневого флота. Может быть, частично именно этим можно объяснить, что они менее востребованы и редко используются. То есть в этом плане, кода возникает большая необходимость использования теневого флота, то и они привлекаются, если нет, то обходятся другими, которые все еще не попали под ограничения. Поэтому их будут использовать, их не будут списывать, но по мере необходимости. Опять же, потому что, по крайней мере, Россия сократила еще дополнительно объемы производства, взяла на себя эти обязательства в рамках ОПЕК+, больше, чем, например, мы экспортировали в прошлом году, поэтому логично, что и количество судов уменьшается. Цель США — не прервать экспорт из России, потому что тогда будет дефицит на мировом рынке, и цены уйдут вверх. А их цель — это постоянно сохранять высокие издержки при экспорте российской нефти, чтобы скидка на нее была высокой, стоимость перевозки высокой. Поэтому и дальше стоит ожидать, что периодически отдельные танкеры будут попадать под санкции, но это скорее попытки США удержать издержки экспортеров российской нефти».

На протяжении прошлого года и весной этого различные контролирующие организации подтверждали, что введенные западными странами ограничения против российского флота не работают. А также не работают введенные потолки цен на нефть из России.

Весной Bloomberg сообщило со ссылкой на источники, что Евросоюз в 14-м пакете санкций введет ограничения против 11 судов, которые могут быть частью российского теневого флота.