Суд Петербурга арестовал российские активы UniCredit, Deutsche Bank и Commerzbank по искам «Русхимальянса» на общую сумму 795 млн евро. В рублях это более 78,5 млрд.

ООО «Русхимальянс» — совместное предприятие «Газпрома» и «Русгаздобычи» по переработке этансодержащего газа и производству сжиженного природного газа в районе балтийского порта Усть-Луга. Немецкие банки выступали гарантами сделки между «Русхимальянсом» и немецким инжиниринговым подрядчиком Linde.

В 2021 году компании заключили контракт на строительство газоперерабатывающего завода в Усть-Луге, где Linde выступал поставщиком ключевого оборудования. «Русхимальянс» перечислил Linde аванс около миллиарда евро, но та в мае 2022 года уведомила заказчика о приостановке работ в связи с санкциями ЕС. После этого банки-гаранты отказались исполнять свои обязательства. В январе 2023 года тот же петербургский суд арестовал активы Linde на сумму 35 млрд рублей. Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Проект в Усть-Луге — комплексный проект по газохимии и по производству сжиженного природного газа. Идея была в том, чтобы направлять газ в этот регион из единой системы газоснабжения России, часть газа отправлять на газопереработку, в том числе для производства различной геохимической продукции, а часть отправлять на экспорт либо по «Северным потокам» в Европу, либо отправлять на сжижение. Но все это и тогда, и сейчас не получается осуществить, потому что технология по сжижению газа должна была быть предоставлена немецкой инженерной компанией Linde — это очень известная компания в сфере химического инжиниринга, она работала и в Российской Федерации, и в Советском Союзе, и в Российской империи. Зависимость от нее, наверное, была критической, и пока не получается организовать «Газпрому» новый проект. Банки, к которым сейчас подаются иски, выступали в качестве финансовых гарантов, и, поскольку часть денег «Газпром» уже с его партнерами перечислили иностранцам за их участие в этом проекте, эти деньги как раз и хотят сейчас у банков-гарантов вернуть. Потому что сама Linde не хочет отдавать деньги, считая, что это было бы нарушением западных санкций, и, возможно, для менеджеров Linde так оно и выглядит. А для российской стороны это выглядит как то, что деньги отдали, а нам под предлогом того, что ситуация изменилась, их обратно не возвращают, поэтому и страдают банки и их российские дочерние структуры. Самое главное здесь UniCredit, тут можно вообще поговорить о перспективах в России в текущих обстоятельствах. И, учитывая, что, например, на Западе зреет давление к UniCredit о том, чтобы они быстрее уходили из России, такие события, как то, что вы в России пытаетесь остаться, пытаетесь как-то здесь дальше зарабатывать, пусть у вас даже растут доходы, и тут выясняется, что у вас по 400 млн евро забирают, а завтра еще что-нибудь начнут забирать, скажут, что вы отвечаете еще за кого-то. Тут либо мы все-таки остановимся по пути эскалации, либо начнется тотальный забор всего у всех».

Самый крупный арест касается UniCredit Bank — на сумму около 463 млн евро, или более 45,5 млрд рублей. В отношении Deutsche Bank AG арест распространяется на сумму почти в 240 млн евро. Это около 24 млрд рублей. У Commerzbank арестованы активы на 95 млн евро. Это свыше 9 млрд рублей.

В комментарии UniCredit, который приводит западная пресса, отмечается, что кредитной организации известно об иске, и «под действие обеспечительной меры подпадут только активы, соразмерные иску», а не российская «дочка» в целом. Арестованная сумма составляет 4,5% активов банка в России.

МИД Италии в понедельник, 20 мая, проведет встречу для обсуждения ситуации с активами UniCredit, сообщили Financial Times. В ответ на арест активов Deutsche Bank заявил, что сформировал резерв в 260 млн евро для покрытия российского иска. «Нам нужно будет посмотреть, как этот иск будет реализован российскими судами, и оценить немедленное операционное влияние в России», — говорится в заявлении банка. Commerzbank не ответил на запрос о комментарии. Комментирует экономист Сергей Хестанов:

Сергей Хестанов экономист «Сложно спрогнозировать, каковы будут последствия массового ареста активов зарубежных банков. Поэтому единственное, что можно констатировать, — это то, что растет вероятность взаимного ужесточения санкций. И плюс еще важно понимать, что материнские компании этих банков находятся в существенно другом правовом поле по сравнению с их российскими «дочками», поэтому прямо трактовать их ответ сложно, он, скорее всего, оптимизирован прежде всего под право и бизнес-практики страны, где находится материнская компания. Мы, анализируя, отталкиваемся от отечественных реалий, что, может быть, даже методически неправильно. История санкций богата, и чего там только еще может не быть. Наибольшая интрига связана не столько с действиями самих компаний, банков, сколько с позицией властей той страны, где находится материнская компания. Эта позиция может быть очень разной, и плюс она еще сама по себе может меняться. Позиция Германии госпожи Меркель — это было одно, при ее преемнике уже существенно другое, и вот это и делает очень сложным любое прогнозирование, как, каким темпом, по какому сценарию пойдет процесс исхода того или иного бизнеса из России».

«Русхимальянс» подал в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти иски также к Bayerische Landesbank на сумму более 28 млрд рублей и к Landesbank Baden-Wurttemberg — почти на 5,5 млрд рублей.

Они были гарантами контракта на поставку оборудования с консорциумом Linde. Решений в отношении этих двух земельных банков из ФРГ пока не принималось. Аккредитация представительства Bayerische Landesbank в России прекращена два года назад, представительство Landesbank Baden-Wurttemberg сохраняет статус действующего.