В Петербурге собираются ужесточить правила пользования электросамокатами
Причина — очень высокий уровень аварийности. Ранее за сутки с улиц города полицейские убрали больше 2 тысяч электросамокатов. В МВД объяснили это тем, что они были припаркованы с нарушением правил. Владельцы кикшеринговых сервисов с такой оценкой готовы поспорить
Читать на полной версииНовые ограничения для пользователей электросамокатов и кикшеринговых компаний в Санкт-Петербурге начнут действовать с 20 мая. Речь идет о запрете на парковку сразу на нескольких набережных, мостах и так далее. По целому ряду улиц Северной столицы самокатам принудительно ограничат скорость. Притом что в Петербурге уже есть улицы и площади, по которым вообще нельзя на них ездить, а также зоны, где действуют жесткие ограничения по парковке СИМ. В частности, самокаты запрещено размещать на тротуарах уже 1,5 метра, ближе 15 метров от остановок и станций метро, ближе 5 метров от наземных пешеходных переходов, а также на газонах, мостах и так далее.
В ходе спецрейда в ночь на 14 мая полицейские обнаружили больше 2 тысяч СИМ, которые были припаркованы с нарушениями. И самокаты оттуда забрали. Термин «изъятие», который употребили некоторые СМИ, описывая случившееся, тут не совсем уместен, считает кандидат юридических наук Виктор Вэскер:
Виктор Вэскер кандидат юридических наук «Такого понятия в юриспруденции не существует. Что значит изъяли? Взяли эти предметы? Для какой цели? Их вернут потом или не вернут? Что с ними будут делать? Для чего? Их переставили просто? Я полагаю, самокаты просто переставили куда-то для того, чтобы вызвать собственника этих самокатов. Может быть, чтобы собственник следил за тем, чтобы парковались лица, которые берут самокаты напрокат, правильно, а следить он может путем штрафов, введения неблагоприятных последствий для пользователей приложения».
С одной стороны, выглядит возмутительно: власти взяли и внезапно забрали с улиц 2 тысячи самокатов, сильно насолив тем самым кикшеринговому бизнесу. Однако внезапными действия властей назвать сложно. Правила парковки были согласованы с этими компаниями еще в марте. Соглашение было, но есть нюансы, отмечает официальный представитель сервиса кикшеринга «Юрент» Юлия Лебедева:
Юлия Лебедева официальный представитель сервиса кикшеринга «Юрент» «Когда мы подписывали это соглашение с комитетом по транспорту перед началом сезона (я подчеркну, что это соглашение добровольное), мы определили порядок работы шеринга в городе, в том числе определили участки, на которых, согласно ПДД, не разрешена парковка любых средств индивидуальной мобильности: вблизи метро, пешеходных переходов. Но при парковке самокатов нами или жителями Петербурга во время аренды мы руководствуемся Правилами дорожного движения, поэтому, даже если эти самокаты стояли где-то не там, все равно оснований их изымать нет».
Так или иначе в этом сезоне в Санкт-Петербурге уже зарегистрировано 41 ДТП с участием СИМ, в которых пострадал 41 человек, в том числе 11 детей. И это только то, что попало в официальную статистику. И с учетом того, что как минимум центр Петербурга — это сплошные мосты, набережные и очень узкие тротуары, ограничения выглядят логичными. Проблем хватает и за пределами центра. Но бизнес хочет зарабатывать, рассказывает член Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей транспортных средств Вячеслав Максимычев:
Вячеслав Максимычев член Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей транспортных средств «Так как возникает конкуренция, компании стараются разместить свои точки парковок, своих самокатов как можно ближе к пешеходке, чтобы потенциальный клиент, выходя из метро, слезая с общественного транспорта, тут же садился на самокат и ехал домой. А теперь посмотрим [на ситуацию в] час пик: стоят самокаты в рядок, и если руль торчит, человек его видит, а подслеповатая женщина наступает на этот самокат, падает, ломает себе руки, ноги. Я думаю, такие случаи наверняка были. Поэтому, я считаю, город правильно делает, что четко определены места их парковки. Если это не поломка самоката, а рабочий самокат стоит, я бы тоже убирал».
Кто-то скажет, что кикшеринговые сервисы могут контролировать то, куда они сами паркуют самокаты, но не то, где их бросают пользователи. Но это не так. Люди, заплатившие 300 тысяч рублей за парковку каршеринга на газоне (как юрлица), больше на газоне не паркуются. И всем рассказывают о том, что так делать не надо.
Так что порядок можно навести и здесь. Но чем строже будут правила и жестче наказания, тем менее популярным будет сам сервис. В чем, кстати, многие тоже найдут плюсы.