Русская ассоциация дистрибьюторов и импортеров предлагает маркировать видеоигры
Продавцы игр предлагают ввести QR-код, который должен наноситься на товар на этапе между импортом и продажей ретейлеру. По их мнению, это должно решить проблему с «серым» импортом игровых товаров
Читать на полной версииВласти России рассмотрят возможность наносить QR-коды на физические видеоигры, которые официально импортированы и сертифицированы внутри страны. С такой инициативой выступила Русская ассоциация дистрибьюторов и импортеров видеоигр, пишет РБК.
Согласно проекту, QR-код должен наноситься на товар на этапе между импортом и продажей ретейлеру. Без маркировки товар не будет допускаться к продаже. В Минпромторге заявили РБК, что уже готовы рассмотреть эту идею в рамках расширения эксперимента по маркировке отдельных видов радиоэлектронной продукции.
Это должно решить проблему с «серым» импортом игровых товаров, интерес к которым появился с связи с уходом многих игровых издателей из России и проблемами с оплатой игр на интернет-площадках, пояснил президент Русской ассоциации дистрибьюторов и импортеров видеоигр Яша Хаддажи:
Яша Хаддажи президент Русской ассоциации дистрибьюторов и импортеров видеоигр «Восемь из десяти консолей ввозят в РФ без прохождения таможни, сертификации, также для них нет предоставления гарантий со стороны импортера или продавцов, это большие риски для потребителей, огромные потери для «белых» импортеров. Это никак не связано с цифровыми видеоиграми, все «черные» ресейлеры на маркетплейсах, которые вначале начали продавать iPhone, перешли на продажу товаров в секторе видеоигр в течение одного года. Они делают то же, что с сектором iPhonе, — уничтожают его. А если мы позволим им продолжать действовать таким образом, то цены будут снижаться до момента, пока «белые» игроки не уйдут с данного рынка. В итоге это приведет к тому, что только очень популярные игры или консоли будут предоставлять к продаже, а все остальное не будет иметь физического распространения в России. На физические издания видеоигр по-прежнему приходится треть продаж, это минимально один год, чтобы реализовать проект, это большие траты по имплементации, потом нет никаких дополнительных расходов после имплементации».
Неофициально привезенные игры продаются в том числе на маркетплейсах. Там заметно, что они стоят дешевле, чем в офлайн-магазинах. Например, на Ozon полное издание игры «Ведьмак 3: Дикая охота» для PlayStation 5 у разных продавцов стоит около 2,5 тысячи рублей, тогда как в «М.Видео» и DNS — на тысячу дороже. Тем не менее контрафактом это назвать нельзя, и маркировка только ухудшит рынок видеоигр в России, считает независимый эксперт по видеоиграм Александра Кузьменко:
Александра Кузьменко независимый эксперт по видеоиграм «Контрафакт — это обычно какой-то поддельный продукт, а это продукт, доставленный «серым» импортом, то есть таможенные сборы уплачены, но ты получаешь посылку из Китая, это как новые кеды купить себе на «Алиэкспресс», являются ли они контрафактными — не факт. То же самое и игры: это вполне легальные игры, которые к нам поставляются из Казахстана, Китая, остальных дружественных стран, куда они приходят вполне легально. Такая перекупка «серого» импорта: люди заказали себе из Китая ящик игр, потом на Wildberries вполне официально их продают, платя налоги здесь, платя за растаможку этих игр, потому что они приходят как товар электронного назначения, деньги мимо государства не уходят, они просто не достаются дистрибьюторам, которые в данном случае являются некой надстройкой. Что касается игр для консолей вроде PlayStation или XBox, тем более игр для ПК, то это все очень просто: заводится казахский аккаунт, на Казахстан переводятся деньги, придется заплатить небольшую маржу за перевод рублей в лиры или тенге в случае с Казахстаном, но ты вполне нормально получаешь код, система думает, что ты казах или турок, но при этом игру ты вполне легально себе купил. Эту проблему только усугубит подобная маркировка, потому что очень сложно маркировать то, чего нет, то, что и так люди привыкли покупать по «серой» схеме».
В прошлом году Минэкономразвития разработало концепцию возрастной маркировки видеоигр в зависимости от их содержания. По замыслу авторов предложения, разработчики сами должны определять, какую маркировку ставить, однако реализовывать игры без нее будет нельзя.
Тем не менее проект ведомства так и не вступил в силу.