Производители шоколадных изделий о повышении цен говорят: главная причина — стоимость какао-бобов возросла за последний год в разы. Они, как и кофе, — биржевой товар. И вот в конце марта мировые цены на какао-бобы превысили 10 тысяч долларов за тонну. Котировки фьючерсов на какао обновили исторический максимум на опасениях дефицита их предложения на рынке. В Кот-д'Ивуаре и Гане засуха. На эти страны приходится около 60% производства какао-бобов. Там же на фоне погоды вирусное заболевание начало поражать цветки на части шоколадных деревьев — не образовываются полноценные завязи и плоды.

В 2023-м природные факторы уже снизили урожай на 26% год к году. Урожай в 2024-м, может, и будет чуть больше, но незначительно. На бирже на этом фоне начали играть на повышение. Производители шоколада стали заложниками этой игры, отмечает президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев:

Виталий Муравьев президент кондитерской фабрики «Победа» «У нас было уже три раза небольшое повышение. Поскольку есть старые контракты, есть новые контракты, мы считаем усредненную цену по году и, исходя из этого, формируем свою поставочную цену. Все остальные производители делают так же. Было три этапа, было повышение на 5-15%. Есть еще дополнительная история: не все российские производители законтрактовали объем какао-продуктов на 2024 год. У многих, несмотря на текущую дороговизну, нет еще объема, по высоким ценам такая ситуация тоже наблюдается. Потребители это не скоро почувствуют, я думаю, что в течение 2024-го и первой половины 2025-го никакой дешевизны ожидать точно не приходится».

Пока потребители только огорчаются. Смотрим на полку с шоколадными плитками в ближайшем к редакции Business FM сетевом супермаркете. Все дороже 100 рублей, даже самая простая «Аленка» или «Россия — щедрая душа». Все, что с добавками, минимум 130-150 рублей. Качественный (судя по составу на этикетках) горький шоколад, где львиная доля себестоимости — какао-продукты, — 250-300 рублей за плитку.

Но рекордное подорожание шоколадного сырья чревато для массового рынка не только повышением цен, но и ухудшением качества продукции. Продолжает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова:

Марина Петрова гендиректор Petrova 5 Consulting «Наблюдается рост цен во всех категориях продуктов питания. Конечно же, производители маневрируют. Каким образом? Они сокращают долю продуктов с настоящим шоколадом, увеличивая долю тех же конфет с шоколадной глазурью. Соответственно, мы наблюдаем снижение себестоимости и, как следствие, качества выпускаемой продукции, потому что потребители сейчас очень сильно ориентированы на невысокую цену, и, конечно же, ретейл негативно относится к любому повышению цен. Производители шоколада активно используют шринкфляцию, снижая вес плитки до 75-80 граммов».

Кроме сырья, за последние два года подорожали логистические услуги, менялась стоимость сахара. В общем, рассчитывать на серьезную коррекцию цен не приходится. Такая вот несладкая жизнь.