Продажи автомобилей в апреле оказались ниже, чем в марте. Было продано 137 тысяч новых машин — снижение составило 6,5%. Такие данные приводит компания ППК — совместное предприятие «Автостата» и системы электронных ПТС.

В лидерах продаж в апреле — большая тройка китайских брендов: Haval, Chery и Geely. Вплотную подобрался бренд Changan. В российском сегменте «АвтоВАЗу» и его Lada Granta конкурентов нет. Далее идут Vesta, Niva Travel и Niva Legend. Картина привычная, лидеры рынка по сравнению с первым кварталом остались прежними.

Из топ-10 выпал бренд китайских премиальных гибридных кроссоверов Lixiang — эту марку завозили в Россию по альтернативному импорту из Киргизии. Теперь же такой импорт почти исчез — по итогам апреля ввоз через Киргизию и Казахстан составил лишь 15% от общего ввоза автомобилей в страну.

Причина — во вступивших с 1 апреля новых таможенных правилах. Теперь ввоз автомобилей в Россию для физлиц возможен либо напрямую, с уплатой всех ставок, акцизов и налогов, либо через страны Таможенного союза, но с доначислением платежей в счет утильсбора. Новые правила серьезно перетрясли рынок, говорит директор направления автомобилей с пробегом автохолдинга «Максимум» Александр Кустов:

Александр Кустов директор направления автомобилей с пробегом автохолдинга «Максимум» «На примере нашей компании можно сказать, что рынок в апреле охладел относительно марта. В результате мы увидели падение продаж порядка 15% и новых автомобилей, и автомобилей с пробегом. Одна из причин, как нам видится, это действительно большой завоз автомобилей по параллельному импорту до конца марта, на рынке образовался избыток предложения. То есть мы продолжили хорошо продавать дешевые машины, которые в основном не завозятся по параллельному импорту, а все то, что более дорогое и конкурирует с параллельным импортом, у нас стало продаваться в апреле хуже. В течение ближайших полутора-двух месяцев эта ситуация выровняется, потому что запасы автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, будут с каждым месяцем уменьшаться».

После 1 апреля цены на автомобили, которые ввозились официально, изменились разве что на уровень инфляции, так как за них, как и раньше, платил налоги и пошлины производитель. А вот альтернативный ввоз пострадал серьезно — цены выросли, продажи просели. Сыграл и другой фактор — в марте рынок был перегрет, все, кто хотели купить автомобиль, старались успеть до 1 апреля. Выиграли же, как всегда, продавцы.

Точных метрик пока нет, но можно сказать, что многие подняли цены загодя, еще в марте, чтобы воспользоваться ажиотажем, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:

Максим Кадаков главред журнала «За рулем» «По всем моделям, по всем маркам и по всем дилерам, конечно, была игра на повышение. Все это прекрасно понимали. Более того, если в ближайшее время будет принято решение об увеличении утилизационного сбора, мы получим еще один такой же всплеск, когда изначально будут закладываться в цены повышенные риски, то есть надо заработать сегодня, чтобы на этом жирке существовать потом, и мы получим еще один горб и в объемах продаж, и в росте цен. Никакого снижения цен в этом году точно не будет. Все счастье покупателей заключается в том, что пока еще дилеры в связке с импортерами, с материнскими компаниями дают скидки, хотя мне кажется, что пик самых серьезных скидок уже прошел, но пока они еще есть».

После 1 апреля ввозимые автомобили по цене почти сравнялись с официальными. И автодилерам сейчас по идее было бы удобно повысить цены — конкурентный поток ведь сократился. Впрочем, консенсус пока в том, что автомобили продолжат дорожать в пределах инфляции. Если бы не было истории с 1 апреля, график продаж показывал бы плавный рост с начала года. Показательны будут следующие четыре месяца: в мае продажи всегда были низкими, а лето — вообще вялый период. Если к осени снова начнется рост продаж, как бывало ранее, по итогу года получатся приемлемые цифры в 1 млн 200 тысяч новых проданных автомобилей.