Слова министра иностранных дел Великобритании Дэвида Кэмерона о допустимости применения британского оружия для ударов по любым российским регионам прозвучали в интервью Reuters. Как заявил политик во время визита в Киев, украинская армия вправе самостоятельно решать, как отвечать на российские удары по Украине. Вскоре после публикации материал был отозван агентством для «уточнения определенных деталей», но в итоге вновь появился на сайте без каких-либо изменений.

Британские газеты дают чуть более расширенные цитаты. The Independent приводит следующую фразу Кэмерона: «Это их решение, как использовать это оружие. [...] Мы не обсуждаем оговорки, которые мы на это наложили. Но скажем четко: [...] Украина имеет полное право отвечать ударами по России».

Можно ли говорить о новых правилах использования британского оружия? Рассуждает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

Федор Лукьянов председатель президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Само заявление не вызывает удивления, это очевидно, и Кэмерон счел необходимым это подчеркнуть. И так было понятно, что реальных ограничений нет и не будет. Кроме того, учитывая, что у России с Украиной разное понимание, где проходят границы, в любом случае территории, которые Россия официально признает своими, а Украина официально признает своими, с точки зрения Украины и Запада, это украинская территория, то есть нанесение ударов по Донбассу, по Крыму не является нанесением ударов по России. Что касается суеты с отзывом и повторным опубликованием, я не знаю, это мелкие нервические припадки в Reuters. Не думаю, что на это надо обращать внимание».

С одной стороны, регионы России в границах до 2014 года действительно уже многие месяцы подвергаются атакам украинских дронов, даже несмотря на сообщения о недовольстве США угрозой энергетического кризиса из-за ударов по российским НПЗ. С другой — до сих пор могло сложиться ощущение, что союзники поставили Киеву некое негласное условие: своим собственным оружием бейте куда хотите, но наши ракеты используйте только по тем территориям, которые Запад не признает российскими, то есть по Крыму, ДНР, ЛНР и Херсонской и Запорожской областям. Конечно, были пограничные случаи, когда появлялись публикации о сбитии над Россией самолетов с применением ракет Patriot. Но о массовых ударах западным оружием по территориям в признанных Западом границах России говорить не приходится.

Впору ли готовиться к тому, что теперь это негласное правило отменяется? И станет ли это вызовом для российской ПВО? Комментирует военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:

Дмитрий Корнев военный эксперт, основатель портала Military Russia «Действительно, несколько изменилась интонация западных заявлений. Раньше были заявления о том, что те же британские ракеты Storm Shadow предоставляются ВСУ с условием, что эти ракеты нельзя применять по целям на территории Российской Федерации. Сейчас же, по сути, прозвучало, что руководство Великобритании не имеет ничего против. До сих пор совершенно точно применялись украинские ракеты. Речь идет о ракетах С-200 — переделанных зенитных ракетах большой дальности. Но британские ракеты, по крайней мере по нашим исконным областям, пока вроде бы не применялись. По крайней мере, не помню официальных заявлений о их применении. А теперь такое возможно. К сожалению, к этому надо добавить еще то, что на днях прозвучало заявление о том, что после Пасхи — имеется в виду православная Пасха — [истребители] F-16 могут появиться в распоряжении ВСУ уже в границах Украины. А один из вариантов применения F-16 — это стартовая платформа для ракет «воздух-земля», в том числе Storm Shadow и им подобных. Если будут такие удары, к ним просто-напросто надо готовиться, потому что сбивать эти ракеты мы умеем».

Реакция Москвы была озвучена сразу на двух уровнях: из Кремля и со стороны МИД. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал реплики Кэмерона «прямой эскалацией напряженности» и предупредил Запад о «потенциальной опасности для всей архитектуры европейской безопасности». Представитель МИД Мария Захарова объявила высказывания британского политика «первым столь откровенным признанием в ведении войны руками украинцев». Также, как указывает ТАСС, дипломат предупредила Запад, что любые агрессивные действия против Крымского моста спровоцируют «сокрушительный удар возмездия».

О поставках Украине дальнобойного оружия высказался и канцлер Германии Олаф Шольц. Как заявил немецкий лидер, Берлин не намерен отправлять ВСУ ракеты Taurus, поскольку такие вооружения можно передавать, только если сохраняется контроль за всем, что с ними делают.