Российский союз промышленников и предпринимателей просит пересмотреть законопроект Минтранса об изменении схемы расчета аренды за пользование инфраструктурой морских портов. Соответствующее письмо глава РСПП Александр Шохин написал первому вице-премьеру Андрею Белоусову, сообщает РБК.

В январе Минтранс предложил дать правительству полномочия устанавливать стоимость аренды портовой инфраструктуры, учитывая при этом доходы арендаторов. Бизнес считает необходимым разработать «иные подходы». В противном случае стоимость услуг морских терминалов возрастет, что в свою очередь негативно скажется на экспортных поставках и доходах бюджета, а также может «подорвать» инвестиционный потенциал портовой индустрии. Говорит старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло:

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Правительство посмотрело доходы портов, особенно терминалов, и всей инфраструктуры портов от деятельности в 2023 году. А учитывая, что, как и в 2022 году, особенно в 2023-м, мы увидели увеличивающиеся объемы контейнерных перевозок, это связано с перестройкой логистических цепочек на Восток, где 99% грузов перевозится в контейнерах, за счет этого мы получили импульс роста контейнерной логистики. Порты Дальневосточного бассейна получили остаточно серьезные прибыли, потому что, условно говоря, весь 2023 год они работали в среднем от 86% до 97% нагрузки, то есть практически 100% мощностей портовой инфраструктуры, терминалов и так далее были заняты круглогодично. Я так думаю, что на все это посмотрели и сказали, что неплохо все заработали. Надо бы поднять аренду, чтобы терминалы выплачивали больше денег уже портам, которые дальше будут перечислять эти деньги в бюджет. Хотя в принципе и терминалы же платят налоги как хозяйственные субъекты, работающие на территории РФ. И такой момент, что для разворота на Восток потребовалось и будет требоваться еще, огромное количество проектов не реализовано, огромное количество денег для того, чтобы расшивать транспортную инфраструктуру, — это и портовую инфраструктуру, и вообще весь восточный полигон. Там есть проекты по детарификации БАМа и прочее. На это все нужны колоссальные средства, триллионы и триллионы рублей, и понятное дело, что государство таким образом в том числе пытается использовать средства, привлеченные не прямыми инвестициями, а, например, через повышение тарифов».

Пока еще нет окончательных расчетов Ассоциации морских торговых портов по внедрению нового механизма определения арендной платы. РСПП забегает вперед, но его опасения могут быть небеспочвенными, говорит управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов:

Алексей Безбородов управляющий партнер компании «Инфрапроекты» «Подозреваю, что окончательные расчеты еще не имеют стопроцентной утвержденной итоговой цифры, поэтому последствия простые — снижение экономической эффективности, других последствий быть не может и ведет к общему ухудшению экономической ситуации в стивидорной отрасли. Притом что стивидорная отрасль инвестируется на самом деле больше всех в стране, если брать с точки зрения запаса мощности, которая на сегодняшний день проинвестирована на годы вперед. Механизм специфический, потому что чем лучше содержится причал, чем лучше он обслуживается арендатором, тем дороже стоимость аренды. Это никого не смущает, потому что в целом есть устоявшиеся нормативы, при которых причал в активном порту с хорошим грузооборотом, но не привязанный к грузообороту, в нормальном состоянии в среднем стоит около 300-400 тысяч долларов за 100 метров погонных. Поэтому ни у кого не вызывало сомнений, что деньги платить надо, и так далее. А привязка к грузообороту, привязка к выручке и все новые механизмы, которые предложены Минтрансом, делают некоторые вещи не очень эффективными. Потому что понятно, что обороты вроде как все раскрывают, но получается, что больше собирать денег будут с контейнерных причалов, притом что контейнерщики больше всех вкладываются. У угольщиков вроде как все понятно, там получается не так все дорого, тем более в материале указан в первую очередь из Национальной транспортной компании, и у них причалы в большинстве своем, если брать Мурманск, арендуются по не очень высоким ценам, а содержатся по остаточному признаку. Поэтому в целом все подозревают не то что сейчас будет большая стоимость, а что в этом механизме может быть много подводных камней, которые потом, это ближайшее время, могут всплыть и при пересчете на арендную плату скажутся серьезно на экономических показателях стивидорных компаний».

В Национальной транспортной компании РБК заявили, что «полностью» поддерживают позицию РСПП: внесенный законопроект не соответствует «государственным интересам». Морские порты и терминалы и так находятся в сложной экономической ситуации, а увеличение арендных платежей только усугубит ее. Издание направило запросы в пресс-службы «Евраз», Распадской угольной компании, ОТЭКО Мишеля Литвака, Восточного порта и «Фосагро».