Прибалтика обвинила Россию в создании помех авиасообщению
Страны Балтии заявили, что российские подавители сигналов GPS мешают гражданской авиации и могут привести к авиакатастрофе. Так ли это?
Читать на полной версииМинистры иностранных дел Латвии, Литвы и Эстонии обвинили Росcию в попытках подавить GPS, пишет Financial Times. По их словам, это приводит к помехам авиации, из-за которых 25 и 26 апреля два финских самолета не смогли безопасно продолжить рейс и были вынуждены вернуться обратно в аэропорты вылета.
Симптомы подавления или искажения сигнала GPS знакомы чуть ли не любому жителю мегаполиса в европейской части России: неработающие навигаторы, блуждающие курьеры и автомобили такси, судя по карте, зафрахтованные из Зимбабве. То же самое, по заявлениям правительств соседствующих с Россией стран Балтии, испытывают пилоты местных авиакомпаний, только на высоте в несколько тысяч метров — и хорошо если в дневное время.
Финский перевозчик Finnair во вторник объявил о прекращении полетов из Хельсинки в эстонский Тарту. Как указывает Politico, второй город Эстонии находится в 50 километрах от границы с Россией, а его аэропорт оборудован только системой навигации по GPS. На прошлой неделе два рейса авиакомпании развернулись над Эстонией, сославшись на потерю спутникового сигнала. О воздушной навигации без навигатора рассказывает авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
Прекращение рейсов в Тарту — не транспортная катастрофа. Добраться до города на поезде из Таллина можно за пару часов. Тем не менее власти Эстонии назвали помехи «гибридной атакой» со стороны Москвы, объявив это намеренной акцией. Информация о причастности России ничем не подтверждена, но, учитывая частоту сообщений о дроновых атаках со стороны Украины, использование средств РЭБ вблизи границы едва ли назовешь удивительным.
Проблема в том, что меры могут иметь последствия, — как случайные, в виде авиакатастрофы, так и намеренные, в виде намеренных действий балтийских стран НАТО, к примеру — ответного глушения ГЛОНАСС. Продолжает директор Центра европейской информации, доцент МГИМО Николай Топорнин:
Российская сторона обвинения балтийских правительств не комментировала. Власти Британии, как напоминает FT, в марте заявили о помехах, зафиксированных возле Калининградской области во время перелета главы британского Минобороны в Польшу.
Приостановка авиасообщения с эстонским Тарту продлится до 31 мая, пока местный аэропорт будет устанавливать дополнительные системы навигации.