Обновлено в 18:20

Банк России в третий раз сохранил ключевую ставку на уровне 16% годовых. Регулятор отметил, что текущее инфляционное давление постепенно ослабевает, но остается высоким. Внутренний спрос остается повышенным и превышает возможности расширения предложения, поэтому инфляция будет возвращаться к цели несколько медленнее, чем прогнозировалось в феврале.

При этом ЦБ не исключает повышения ключевой ставки, если процесс дезинфляции в РФ остановится, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина:

«Такое развитие событий предполагает начало снижения ключевой ставки во втором полугодии. Когда конкретно это произойдет, зависит от скорости замедления текущего роста цен. При слишком медленной дезинфляции не исключаем сохранения текущей ключевой ставки до конца года. Возможен и другой сценарий, который мы обсуждали в качестве альтернативного. В нем рост спроса на товары и услуги будет по-прежнему значительно превышать возможности расширения производства. Сигнализировать о таком перегреве будут быстрое расширение потребительской активности и кредитования, усиление жесткости рынка труда. Все это скажется на динамике инфляции, инфляционных ожиданий. В итоге, если процесс дезинфляции остановится, мы не исключаем повышения ключевой ставки».

Эльвира Набиуллина отметила, что возвращение инфляции к цели и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% предполагают более продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике. К концу этого года месячный темп роста цен будет составлять 4% или даже ниже.

Об этих прогнозах и том, что сейчас влияет на инфляцию, говорит главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:

Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Если мы говорим о важных драйверах инфляции, то продовольствие до сих пор является таким драйвером. И что тут у нас происходит на внутреннем рынке и почему у нас до сих пор не самая благоприятная динамика цен на продовольствие, а продовольственные товары в числе лидеров дорожающих, немного странно. То есть, возможно, что-то не так хорошо у нас с продовольственной безопасностью, как выглядит по официальной статистике, вопрос, что не так: могут быть проблемы с посевным фондом, с племенным стадом, с оборудованием, может быть, не так хорошо, не так много, не так достаточно, не так производительно, не так дешево, в общем, что-то есть в этом сегменте, что совершенно четко ведет к динамическому росту цен, и это не про ключевую ставку. Тем более у нас есть компании в этом сегменте, есть возможность брать льготные кредиты в хороших объемах, что они и делают, поэтому ключевая ставка их, конечно, беспокоит в каком-то смысле, но это не основной для них фактор. Есть второй фактор инфляции — услуги. Довольно хорошо видно, что дорожает и зарубежный туризм, и внутренний, и это говорит о том, что у нас есть повышенный спрос. И, посмотрев на кредиты, мы хорошо понимаем, что с этим повышенным спросом, да, у нас никаких проблем, похоже, нет, и даже понятно, где его источники, то есть часть в росте доходов, в первую очередь заработных плат, похоже, и вторая — это кредитные ресурсы: в марте мы видели нездоровые уже темпы роста кредитования, и мне кажется, что на таком приросте кредитов, если он сохранится, у меня закрадываются сомнения, есть ли основания ожидать снижения ставки в этом году».

Решение Центробанка комментирует директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» Валерий Вайсберг:

— Решение ожидаемое, и оно оказалось менее пессимистичным, чем самые негативные ожидания. Все-таки, даже подняв прогноз по своей траектории ключевой ставки, Банк России воздержался от сигнала, что ставка может быть поднята, то есть мы увидели, что есть один из сценариев сохранения ставки 16% вплоть до конца года. Но при этом мы видим, что на самом деле прогноз по инфляции все-таки более оптимистичный, чем у Минэкономразвития, Минэкономразвития прогнозирует 5,1%, Центральный банк — в среднем 4,5-4,6%. На 2024 год мы видим, что сигнала нет, понятно, что Банк России будет как минимум ждать определенности по поводу налоговой реформы, которая может повлиять на спрос. Конечно, будем ждать данных по инфляции, фактически сигнала как такового в релизе мы снова не видим. Возможно, какие-то слова мы услышим от Эльвиры Набиуллиной по поводу сроков возможного снижения, но, опять же, сама траектория, которая предполагает, что, наверное, в лучшем случае ставка на конец года может быть 14-15%, сама по себе предполагает, что если снижение и произойдет, то все-таки это даже не сентябрь, наверное, а только четвертый квартал.

— Что можно сказать о комментарии Банка России к своему решению о ставке, изменилась ли риторика в сравнении с прошлыми заявлениями?

— Уверенности в принципе, наверное, в этом релизе мы видим больше, в том, что действительно экономика развивается, хотя и отлично от базового сценария, но все-таки отличий от базового сценария динамики экономики явно становится меньше, то есть Центральный банк сигнализирует, что сюрпризы позитивные, которые есть во внутреннем росте экономики, в меньшей степени отклоняются от той траектории, которую он себе представляет.

Ключевая ставка держится на уровне 16% с декабря 2023 года. Тогда Банк России принял решение поднять ее на 1%.