Обновлено 24 апреля в 12:00

Визит Энтони Блинкена в Пекин угрожает экономическим связям России и Китая не гипотетически, а вполне открыто и публично. Как заявил глава Госдепартамента, одной из трех главных целей поездки будет «транслирование глубокой обеспокоенности» США по поводу «поддержки российского ОПК» со стороны Китая.

Более конкретную угрозу очень кстати озвучили источники The Wall Street Journal: американские власти готовят весьма серьезные санкции против китайских банков, которые Вашингтон признает причастными к торговле подсанкционными товарами. Как утверждается, речь идет об «отсечении» юрлиц КНР от мировой экономической системы, что издание называет «одним из сильнейших инструментов финансового принуждения» в арсенале США.

О последствиях для российско-китайской торговли рассуждает профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский:

Алексей Портанский профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН «Почему, к сожалению, мы можем ждать в дальнейшем осложнения обстановки? Потому что торгово-экономические отношения Китая с Соединенными Штатами представляют для Пекина очень большое значение. Если в торговле с Россией доминируют энергоносители, которые Китай может заменить из других источников, то в торговле с Соединенными Штатами есть такие позиции, в частности, в высоких технологиях, где взаимозависимость довольно серьезная, и одновременно еще есть определенные трудности в экономике Китая и потребность в иностранных инвестициях, которая может быть удовлетворена именно со стороны Запада, со стороны Соединенных Штатов. Поэтому не исключено, что Китай, следуя своим национальным интересам, пойдет на некоторое осложнение по линии банковских транзакций, но, конечно, Китай это никоим образом не будет афишировать, наоборот, он будет это скрывать, и в контактах с российской стороной тоже. Мы видим, кстати, одновременно, что пишут крупные китайские политологи, которые связаны с ЦК КПК, они довольно свободно допускают критические высказывания в адрес России».

В прошлый раз Блинкен посещал Китай десять месяцев назад, в июне прошлого года. Почти одновременно посланники американского Минфина ездили в Турцию, и с тех пор с обоих направлений поступала масса сигналов о препятствиях для свободной торговли. При этом торговлю с Китаем нужно отличать от торговли через Китай, отмечает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:

Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Надо понимать, что вряд ли Китай, какое бы ни было давление, согласится ограничивать платежи в юанях. С другой стороны, очевидно, что китайские банки зачастую используются в России для обхода санкций. То есть фактически мы говорим о том, что российские компании делают вид, что платят в Китай в юанях, но в действительности конвертируют там юани в доллары и на эти доллары уже пытаются что-то покупать в Европе или в Штатах и через Китай реэкспортом тащить в Россию. Относительно этой части надо понимать, что интересы американцев и китайцев совпадают. Китайцы хотят работать с Россией в плане того, чтобы что-то у нас покупать или что-то нам поставлять, а выступать ширмой для продолжения торговли, безусловно, не хотят ни китайцы, ни казахи, ни даже армяне. И на этом фоне то давление, которое оказывается со стороны американцев, — это скорее повод вежливо начать отказывать России в проведении подобных операций. Все новости, которые за последнее время выходили об ограничениях по платежам в сторону Китая, мне кажется, относятся именно ко второй категории, когда Китай в реальности не является ни конечной точкой пути по деньгам, ни первоначальной точкой пути по товарам. Эти тренды будут, к сожалению, только нарастать. Но повторю, именно в основной части, именно в продаже в Китай энергоресурсов или других товаров и покупки в ответ чего-то у Китая с расчетами в юанях, я думаю, что ничто не угрожает на данный момент».

Как пишет РБК, на фоне американского давления российско-китайская торговля уже начала немного проседать. В марте Китай впервые за полтора года сократил прямые поставки в Россию машин и оборудования, причем сразу на 15% год к году, указывает телеканал со ссылкой на статистику таможни КНР. При этом в совокупности торговые связи продолжают развиваться.

В прошлом году двусторонняя торговля товарами выросла на 23% и достигла исторического максимума в 227 млрд долларов. Как минимум часть этих товаров была оплачена через криптовалюты. О лазейке для самых сложных товарных категорий рассказывает участник российско-китайской торговли Алексей:

— С этим все просто. В России покупаются доллары через посредника, есть специальные сайты. Как правило, покупаются у менеджеров, которые формируют заказы и доставляют в Россию через Казахстан. У этого майнера есть посредник, который находится в Гонконге, доллары меняются на биткоины, а затем на юани.

— Как на уровне России начинается эта все схема?

— На уровне России покупаются доллары за наличку, у любого банка, потом доллары переводятся в биткоины через личный кошелек. Потом биткоины переводятся посреднику в Гонконге, который потом переводит эти биткоины в китайские юани, это покупки до 100 тысяч долларов, мелкий и средний бизнес, не крупный.

— Кто принимает оплату в биткоинах там, много таких компаний?

— Мои знакомые покупают всякую ерунду в Китаю, ассортимент садовода, они покупают у компании, которая формирует логистику поставки товаров в Россию. У этой логистической компании есть посредник в Гонконге, который осуществляет все операции, это получастное лицо. Условно говоря, у меня порядка 30 человек, которые торгуют так.

— Насколько удобна такая оплата, каких сфер она касается?

— Это любой товар, одежда, например, до 100 тысяч долларов.

— В целом это удобно?

— Это все делается на доверии: один знакомый сказал другому знакомому. Это некая среда, которая доверяет друг другу между собой, как сарафанное радио, — сработало один раз, один купил, все проверил, и пошло, второй купил, проверил, тоже пошло. Это некий выход из ситуации, которая происходит в России.

Официально Китай критически высказывается о попытках ограничить его торговлю с Россией. Как цитирует WSJ заявление представителя китайского МИД, действия Вашингтона доходят до «экономического буллинга», а Пекин продолжит отстаивать интересы китайских компаний.