Иммануил Кант — тоже наш. Потому что трофей. Комментарий Георгия Бовта
Путин направил приветствие участникам Международного Кантовского конгресса в Калининграде. Политолог рассуждает о реакции канцлера Шольца на это и о большом споре о наследии философа
Читать на полной версииПрезидент России Владимир Путин направил приветствие участникам и гостям Международного Кантовского конгресса «Мировое понятие философии», который проходит в Калининграде и приурочен к
Канцлер Германии Олаф Шольц явно приревновал Канта к Путину, использовав
Чем хороши философские трактаты, написанные почти три века назад, так это тем, что их нынче никто не читал и можно в угоду текущей политики выдергивать любые цитаты.
Кстати, не припоминается, чтобы Владимир Путин
Иммануил Кант, не доживший десять лет до Венского конгресса, который после наполеоновских войн впервые попытался создать единую систему международных отношений, в которой можно усмотреть и влияние кантовских мыслей, выступил провозвестником многих идей. Так, ключевой особенностью его учения о правовом государстве является то, что оно основано на идее категорического императива — следуя которому и личность, и государство самоограничивают себя для достижения всеобщего блага. По Канту личность и власть должны быть равноправными партнерами, заключившими договор о сотрудничестве и ответственности. Центральным субъектом учения Канта о правовом государстве является именно личность. По мнению философа, люди должны участвовать в установлении правопорядка посредством принятия конституции. Именно под влиянием Канта и других философов Просвещения конституционные идеи затем охватили весь мир.
Что касается трактата «К вечному миру», который структурно оформлен как договор между
По Канту, на самом деле, «Вечный мир» — это такое состояние отношений между суверенными государствами, которые урегулированы правом так, что ликвидированы всякие основания для военных столкновений. То есть сначала урегулированы! Применимо ли такое понимание к мировой политике последних десятилетий? Очевидно же, что нет. Она оказалась куда ближе к кантовскому пониманию «естественного состояния» мира, в котором нет «никакой судебной инстанции, приговор которой имел бы силу закона». Иными словами, когда международное право — не императив. «Естественное состояние» по Канту — это «состояние войны, то есть если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза». Так что «Вечным миром» даже близко не пахло в последние десятилетия.
Что касается использования наследия немецкого философа применительно к текущей политике, то наиболее смелую попытку развить и дополнить Канта предпринял, пожалуй, калининградский губернатор Антон Алиханов. Еще в январе он довольно неожиданно заявил, что Иммануил Кант имеет прямое отношение к конфликту на Украине, поскольку «имеет почти прямое отношение к глобальному хаосу, глобальному переустройству, с которым мы сейчас сталкиваемся». По мнению Алиханова, Кант «прокачал немецкую волю, одновременно отрезав ее от высших ценностей». А еще, по мнению калининградского губернатора, в работах философа «началась» и Первая мировая война. На днях же он так и вовсе назвал Канта «русским трофеем». Дескать, в ходе Семилетней войны Кенигсберг мог стать российским городом, а Кант — подданным Российской империи.
Философ действительно застал вхождение Кенигсберга в состав России в 1758 году, когда во время Семилетней войны российские войска взяли город, а жители присягнули на верность императрице Елизавете I. Однако после ее смерти Петр III успел до своего убийства в результате заговора заключить Петербургский мирный договор с Пруссией. Город перешел к Пруссии в сентябре 1762 года. Как минимум четыре года живой Кант действительно был «трофеем». А с трофеем, как известно, можно делать все что хочешь.