Спикер палаты представителей Майк Джонсон обнародовал текст законопроектов, которые предусматривают военную помощь Украине, Израилю и другим странам. Джонсон также заявил, что вынесет отдельно проект, предусматривающий меры по обеспечению безопасности границы с Мексикой, но отдельно от законопроектов об иностранной помощи. Голосования по биллям об иностранной помощи в палате представителей может состояться не позже 20 апреля. Каковы шансы на принятие?

Если спикер-республиканец преуспеет со своим планом, то это станет образцом политической эквилибристики. Он умудрился тянуть два месяца с вынесением на голосование принятого сенатом билля об иностранной помощи на 95 млрд долларов, уступая давлению правого крыла республиканской фракции, требовавшего увязки помощи Украине с мерами по укреплению границы с Мексикой, каковые из сенатского варианта были изъяты. Неожиданно помог Иран, атаковав Израиль, после чего политическая риторика резко обострилась: мол, надо спасать ближневосточного союзника, а заодно и Украину, а не то, мол, завтра армия Путина будет маршировать по Европе.

«Мы не можем больше играть в политику», — патетически формулирует теперь спикер Джонсон. Еще бы! Ведь уже многие из тех республиканцев, которые выступают за продолжение помощи Украине — а таких во фракции все же большинство, — грозились подписать специальную петицию, которая дает возможность выставить законопроект на голосование в обход спикера палаты. Почти все демократы ее уже подписали, не хватало пары десятка голосов.

Вот это был бы настоящий позор для спикера. И еще в американских СМИ деликатно намекают, что позиция Джонсона по Украине, по которой он раньше был умеренным скептиком, существенно изменилась после того, как он, заняв важный пост, стал получать донесения разведки. Вот что приближенность к «тайным знаниям» с людьми делает.

Президент Байден уже выступил с одобрением инициативы по раздельному голосованию пакетов для Украины, Израиля, Тайваня и остальных. Кстати, не факт, что единый законопроект, где все было увязано, прошел бы легче: в палате представителей в обеих партиях довольно противников отдельных частей законодательства, они могли бы все вместе сильно осложнить принятие закона. А вот сформировать отдельные блоки в поддержку каждого предложения будет легче.

В «украинском пакете» предусмотрено выделить те же 61 млрд долларов, запрошенные Белым домом, из которых примерно треть пойдет на возмещение Пентагону поставляемых Киеву вооружений. Хитрый Джонсон, недавно встречавшийся с Трампом, сумел учесть и его требование давать Украине деньги в кредит. Так вот, из 61 млрд 9,5 млрд экономической помощи будут предоставлены в виде именно кредитов, однако с оговоркой, что они могут быть списаны. Не ранее второй половины текущего года. Дабы еще больше польстить возможному будущему президенту, Джонсон заявил о своей уверенности в том, что Трамп будет сильным посредником для заключения мира между Россией и Украиной.

Важным моментом станет предписание исполнительной власти представить через полтора месяца после принятия закона свою стратегию на Украине. Иными словами, как выглядит «образ победы по-американски».

Делая символический жест в сторону правых, спикер вносит отдельный, пятый законопроект о мерах по укреплению границы. Но поскольку он не увязан с предоставлением денег Украине, то как минимум несколько конгрессменов-республиканцев грозят сместить спикера за соглашательство с демократами. На текущий момент комитет палаты по процедурным вопросам, где преимущество как раз у консерваторов, еще не дал «зеленый свет» невнятному биллю о границе, явно не желая спасать лицо спикера Джонсона. А все потому, что когда он только стал спикером, надо было бы заменить состав столь важного комитета. Через голову которого даже ему действовать весьма проблематично.

Перевес в нижней палате у республиканцев всего пять голосов, так что спикера в случае бунта в партии, возможно, придется спасать от отставки демократам. Хотя бы чтобы принять требуемые Белым домом ассигнования и не ввергать палату в хаос с подбором нового спикера в предвыборный год.

Отдельный законопроект предлагает конфисковать российские активы, направив их в Фонд восстановления Украины под управлением Госдепартамента. Решение по мерам по конфискации — за исполнительной властью. Тут же новые санкции против Ирана, Китая, меры по пресечению незаконного трафика фентанила и запрет Tiktok, если китайские владельцы не продадут его в течение года.

Как ни странно, даже большие трудности может вызвать не принятие пакета помощи Украине, а 26-миллиардный пакет Израилю, к которому у левых демократов —прогрессистов есть вопросы по части жестокости военной кампании в Газе. Также данный билль предусматривает выделение 4 млрд долларов для восполнения запасов израильской ПВО. Что наверняка вызовет зависть в Киеве. Все четыре законопроекта отличает то, что там существенная часть выделяемых денег остается в самой Америке.

Если четыре отдельных билля наберут каждый большинство, они опять могут быть объединены в единый законопроект и отправлены в сенат на согласование. Пока единственным важным отличием от сенатского варианта является предоставление 9,5 млрд долларов Украине в виде кредита. Впрочем, в процессе обсуждения, на которое отведено 72 часа, могут появиться новые поправки. Пока шансы на принятие в целом пакета иностранной помощи, включая Украину, по-прежнему достаточно велики. И в целом это отражает довольно консолидированный мейнстрим американской внешней политики, который ни один Трамп поколебать не сможет. Если он все-таки доберется до Белого дома, ему придется считаться с тем, что нео-изоляционистов в конгрессе — меньшинство.